ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
1917 год стал последним годом издания журнала «Аполлон» – лидера российской арт-журналистики 1910-х гг. (запрещен в июле 1918 г.). Редактор С.К. Маковский и ведущие художественные критики А.А. Ростиславов, Я.А. Тугендхольд, Н.Э. Радлов, А.М. Эфрос, свидетели и активные участники процесса обновления культуры и художественной жизни России после «великих событий» февраля-марта, освещали его в информационных заметках, обзорах и полемических статьях. Уже в № 1 (вышел в марте 1917 г.) были обозначены главные вопросы, поставленные революцией: «вопрос об охране искусства», вокруг которого, по мнению редакции, должны сплотиться все художественные силы, и проблема самоорганизации творческой интеллигенции в постимператорской России. Культурно-экологическая тема, мощно звучавшая в годы Первой мировой войны, в публикациях 1917 г. стала ведущей. Сотрудники журнала решительно отвергли проект создания «Министерства искусств», предложенный А.Н. Бенуа, М. Горьким и другими «художественными мечтателями». Полемика о степени, формах и методах участия государства в художественной жизни с учетом опыта культурного строительства во Французской республике была продолжена статьей С.К. Маковского «Министерство искусств» (№ 2-3). Темпераментным откликом на инициированную Временным правительством реформу русской орфографии стала статья В.А. Чудовского «За букву ѣ» (№ 4-5). Автор увидел в реформе пример жесткого диктата государства, антикультурный жест новой власти. В № 2-3 журнала появилась рубрика «Революция и искусство», ставшая центральной в отделе «Художественная летопись». В этой рубрике (основной автор - А.А. Ростиславов), а также в «Письмах из Москвы» (авторы – Я.А. Тугендхольд и А.М. Эфрос) рассказывалось о том, как деятели российского искусства «спешно налаживаются на революционный лад». На основе личных впечатлений и анализа прессы критики писали об организации новых творческих союзов, обществ, периодических изданий, о выставках, концертах и театральных проектах, прежде всего в Петрограде и Москве. Ощущая себя летописцами новой эпохи в искусстве России, журналисты «Аполлона» отмечали парадокс первого года революции: несмотря на потрясения и дезорганизацию, темп художественной жизни заметно ускорился, а содержание ее радикально менялось. Однако ключевой темой обзоров художественной жизни, особенно написанных после октябрьских событий, оставалась тема охраны памятников искусства и старины. Исключительный интерес представляют материалы последнего, строенного номера журнала (№ 8-10, вышел из печати в июле 1918 г.). В публикациях, отразивших события конца 1917 г. (в том числе артобстрел московского Кремля) и первого полугодия 1918 г. (разграбление Патриаршей ризницы, захват анархистами московских частных особняков с ценными коллекциями), приведены многочисленные факты варварского отношения к художественным ценностям в Москве и Петрограде. Обзоры и информационные заметки критиков «Аполлона» – ценные исторические источники и яркие «человеческие документы» художественной жизни в первый год российской революции.