![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе будет рассматриваться терминология свадебного обряда понтийских греков по материалам, собранным в двух этнолингвистических экспедициях: Этнолингвистической экспедиции к понтийским греками Ставропольского края (21 — 31 января 2023 г.), этнолингвистической экспедиции к грекам Анапы, Геленджика и Новороссийска (7 – 15 июля 2023 г.). Материал по свадебной обрядности был собран у двух субэтнических групп: греков-ромеев, говорящих на понтийском диалекте греческого языка (ρωμαίϊκα), и греков-урумов, говорящих на северо-восточном диалекте турецкого языка (musulmanca), на который они перешли во время проживания в Османской империи. Обе языковые группы переселились на территорию России из Османской империи (современной Турции) в XIX-XX вв. Традиционную культуру и языки представители обеих групп понтийских греков сохраняют по сей день. На этой конференции мы рассмотрим свадебную терминологию на понтийском диалекте греческого языка, а также сопоставим её с современной греческой. Так, для обозначения ритуализированного «выкупа невесты», характерного и для традиционного балканского свадебного обряда, понтийские греки используют слово «νυφόπαρμαν» (греч. εξαγορά\ εξαγορά της νύφης). Лексика, используемая для обозначения элементов понтийской свадьбы, отличается от общегреческой не только из-за диалектных вариантов, но и из-за отличия в самой структуре обряда. Специфика локальной традиции выражается в следующих элементах: 1) Свадьбу завершал танец со свечами (εφταζεύγαρον, χορόν με τα κερία, θύμηζμα). Его исполняли семь женатых пар, включая молодоженов, стоя в кругу (как кочари (кότσαρι)) и держа в руках свечи. 2) Приглашал всех на свадьбу выбранный стороной жениха человек, которого назвали κοδόν (букв. колокол). Он должен был обойти дома всех потенциальных гостей со свечой и предложить им выпивку. Чтобы выразить свое согласие на приглашение нужно было выпить стакан, который предлагал «глашатай». 3) Во время выкупа невесты устраивалась игра, во время которой на территорию, где невесту готовят к предстоящей свадьбе, мог пробраться гость со стороны жениха. Это делалось для того, чтобы жениху или куму не пришлось платить большой выкуп за невесту. Человека, которому удавалось пройти незамеченным и обхитрить сторону невесты называли «αλεπός» (букв. лиса).