ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Тест Роршаха выявляет ассоциации, возникающие при разглядывании чернильного пятна неопределенной формы. Но явления психологической проекции наблюдаются в равной мере и при восприятии звуков. Проект Джо Бэнкса, в который входит книга и звуковые инсталляции, демонстрирует парадоксы человеческого восприятия, интересные как для звуковых исследований, так и для философии науки, антропологии и арт-критики. В первую очередь это присущая человеку склонность во всех звуках различать прежде всего звуки человеческого голоса. Подзаголовок книги – «”Искусство и иллюзия” для звука» – отсылает к одной из главных книг по визуальным иллюзиям в искусствоведении Эрнста Гомбриха, в основу которой он положил свой опыт противодействия аудио-иллюзиям и аудио проекциям, работая консультантом по радиопрослушке (в Би-Би-Си) во время войны. Идея книги Гомбриха сводится к тому, что каждый человек – не только творящий, но и воспринимающий искусство – занимается творчеством. Но актуальность проекта Бэнкса определяется не столько упорядочением фактов психоакустики, сколько последними тенденциями в звуковых исследованиях, к которым относятся растущий интерес к иммерсивности, эмбиенту и к так называемым «earworms» (навязчивые мелодии). Все они вписываются в традицию представлений о звуке как способного проникать в человеческое сознание помимо воли слушателя. Напротив, проекты, подобные проекту Бэнкса, не позволяют нивелировать слушателя. Парадоксальным образом, именно обнаруживаемая здесь ненадежность, иллюзорность слухового опыта подчеркивает активную роль слушателя. Такой взгляд на слушателя необходим для развития как электроакустики, так и гуманитарных наук в целом. Ключевые слова: психология восприятия, психоакустика, антропоцентричность, звуковые исследования.