ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Хотя творчество выдающегося хорватского писателя Мирослава Крлежи (1893-1981) трудно отнести к балканской культуре sub specie, характерные признаки последней все же обнаруживаются в его путевых заметках, объединенных в эссе под названием «Поездка в Россию. 1925» (1926). В Советской России времени нэпа Крлежа провел 5 месяцев, сделав много проницательных наблюдений над бытом, менталитетов, устремлениями людей. Увлеченный левыми политическими взглядами, писатель с энтузиазмом отнесся к великому русскому эксперименту, хотя многие его стороны воспринял критически. Эссе Крлежи отечественными литературоведами как правило рассматривается в ряду подобных очерков о советской действительности глазами зарубежных гостей новой власти – Ромена Роллана, Герберта Уэльса и других, при этом внимание акцентируется на описании реалий России, воспринятых глазами «чужого». Между тем, сочинение Крлежи интересно с точки зрения и балканской действительности – воспоминаниями о ней, сопоставлениями, пронизаны все впечатления путешествующего литератора. Балканы образуют постоянный фон, выступая в амбивалентной роли: порицая свою родину за косность политической жизни, Крлежа противопоставляет ее «прогрессивной» России, при этом не скрывая своей привязанности к родным пенатам и неприятия многого на чужбине. Пространство и время своего и чужого при этом постоянно переплетаются, одновременно меняются местами и оценочные знаки. В многоголосии кодов описания (зрительный, одористический, звуковой) и ключевой семантике, обращенной к архетипическим символам, проступает «голос» homo balcanicus. Задачей доклада является показать дихотомию своего и чужого в логике повествования, раскрыть скрытые смыслы двучленной композиционной структуры и выявить мифологическую подоснову мышления автора. Выводы предполагается дополнить соображениями об особенностях авторепрезентации в культуре Балкан на примере изобразительного искусства, коснувшись проблематики автопортрета: в этом аспекте будет рассмотрена живопись Надежды Петрович, зачинателя сербского экспрессионизма - направления, во многом созвучного эстетическим устремлениям и самого Крлежи.