ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Россия вступала в эпоху Великих реформ, глубокие преобразования переживала российская школа, в обществе активно обсуждался «женский вопрос». Женские закрытые институты Российской империи, воспринимавшиеся как невиданное новаторство в XVIII в., к середине XIX в. расценивались общественностью как архаические, не соответствовавшие требованиям времени. В Учебном комитете и Главном Совете Ведомства учреждений императрицы Марии с 1856 г. обсуждались следующие необходимые меры: замена трех- и двухлетних курсов однолетними, количество годовых курсов, временные отпуска для воспитанниц, введение новых учебных предметов, порядок изучения нескольких иностранных языков, необходимость подготовительных классов, возможность организации отделения для приходящих девиц и др. Инспектор классов наиболее привилегированного Смольного института оказался ключевой фигурой в перестройке институтского образования, именно ему предстояло разработать конкретный план преобразований и определить их ход. На эту должность был назначен К.Д. Ушинский, и этот выбор не был случайным. Учебная часть институтов, начиная с первой реформы 1783 г., регулярно, каждые 15–20 лет, обновлялась, в то время как их бытовой уклад оставался неизменным. Однако глобальная перестройка всей учебной части неизбежно должна была затронуть также и повседневный строй жизни женских институтов, что делало задачу, стоявшую перед реформаторами, сложной, а положение самого Ушинского, кроме того, особенно уязвимым. Благодаря его незаурядным способностям и энергии реформа в Смольном институте была проведена в кратчайшие сроки, а сравнение проектов Ушинского и Учебного комитета с реально осуществленным преобразованием характеризует степень готовности Мариинского ведомства к нововведениям.