ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Рукопись Mira calligraphiae monumenta (MCM, Образцовая книга каллиграфии) хранится в Музее Гетти (Лос-Анджелес, США) и имеет инвентарный номер Ms. 20 (86.MV.527) [1]. Она состоит из 150 листов размером 16.6×12.4 см, 128 из которых (123 пергаменных и 5 бумажных) написаны каллиграфом Георгом Бочкаем и иллюминированы Йорисом Хофнагелем, а 22 написаны и иллюминированы Хофнагелем [2]. Данная рукопись представляет собой не законченное произведение, а лишь часть корпуса листов, впоследствии разделенного на 3 рукописи: Первая часть листов объединена в MCM, каллиграфия в ней датируется 1561–62 гг. В том же 1562 г. Бочкаем была написана условно вторая часть листов, выполненная на бумаге вместо пергамена. Третья часть листов была написана каллиграфом в 1571–73 гг. (в 1575 г. Бочкай скончался). Обе части хранятся в Венском Музее истории искусств [3, 4]. Первой Хофнагелем была проиллюстрирована последняя часть листов Бочкая, а последней — в 1591–96 гг. — интересующая нас рукопись MCM. Визуальный анализ помогает понять, что сначала Хофнагель не заботился о том, чтобы его иллюминация как- то поддерживала и не забивала текст каллиграфа: в глаза бросается многоцветность и многофигурность композиций, нередко дополненная текстом, по качеству исполнения значительно уступающим бочкаевскому. Композиция последних листов гораздо более простая и лаконичная, подчеркивающая мастерство каллиграфа (наличие т.н. «обманок» под росчерками, как на л. 61). Таким образом, в рамках одного проекта можно проследить изменение подхода художника от маньеризма к реализму, от барочного изобилия к классицистической простоте и лаконичности. Каллиграф Бочкай черпает вдохновение для своих текстов (представляющих собой набор текстов для литургии — отрывки из Библии, гимны, молитвы, сочинения отцов церкви [5]) из учебников каллиграфии начала XVI в. (Палатино, Тальенте, Арриги). Об этом говорит не только типичный для подобных изданий набор видов письма (итальянский курсив, готика, ротунда, а также их декоративные вариации), но и скопированные из упомянутых учебников целые страницы (ср. л. 35 и с. 102 учебника Палатино «Libro Di M. Giovambattista Palatino Cittadino Romano…»). Однако рукопись Бочкая не содержит никаких инструкций по технике письма. Впрочем, добавленный в конце рукописи «справочник» по антикве Хофнагеля вполне может означать, что отсылки на учебники по каллиграфии легко считывались современниками и без дополнительных разъяснений. Без инструкций рукопись представляет собой «пир для глаз». Использование дорогостоящих материалов (таких, как твореное золото) говорит о том, что рукопись, скорее всего, предназначалась в подарок самому императору или кому-то из его окружения. Таким образом, художник переосмысляет традиционный подход к подобным книгам каллиграфии и превращает утилитарную вещь в нечто более декоративное. Процесс, скорее, обратный тому, что происходит в работах Хофнагеля.