![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В условиях систематического расширения западных санкций происходит изменение каналов формирования отдельных отраслей в промышленности и информационной сфере современной экономики России, в том числе в науке и образовании: был приостановлен обмен студентами и научными материалами по ряду крупных международных межгосударственных программ. Как показывает политическая реакция на эти процессы, они остаются не распознанными как институциональные преобразования межгосударственных отношений на долгосрочной основе. Первые шаги к такому осмыслению — развитие на уровне научных категорий таких “журналистских” понятий, как “изгои”, “санкционные меры”, “коллизионные проблемы”, “абсолютный и относительный иммунитет государства” и других фундаментальных категорий происходящих процессов. По мнению автора, в случае адаптации этих понятий на основе концепций международного частного права может быть идентифицировано адекватное содержание феноменов обозначенных научных категорий и это приведет к управляемому определенному продвижению от идентификации происходящих процессов к их формированию. Устоявшиеся до санкций направления деятельности в сфере науки и образования больше относились к разряду «трансфера знаний (технологий)», и в меньшей степени — к разряду «миграции носителей (знаний-технологий)». Представляется, что и в условиях санкций может быть сформирована система “миграционно-трансферного дуализма” для разных конкретных случаев продолжения развития в отраслях науки и образования при условии системных исследований ключевых оснований принимаемых институциональных западных санкций, выделении ключевых научных категорий в качестве объектов исследования, позволяющих идентифицировать адекватно причины происходящих санкций и выбирать оптимальные управленческие решения для выбора того или иного соотношения обмена данных в рамках "миграционно-трансферного дуализма" в образовательной и академической миграции.