ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Изменения в образовании, основанном на трансляции знаний, связаны со сменой парадигм в понимании «знания». В классической традиции знание понимается как объективное, не зависящее от субъекта познания, в неклассике - знания являются относительными, историчными и зависящими от условий наблюдения, наблюдателя и того контекста, в котором они преподносятся. В связи с этим меняется также понимание истины (теперь истина предстает не как абсолютное и неизменное знание, но должна удовлетворять критерию полезности). Истина становится вопросом выбора – остается лишь то, что принято в данном контексте считать истиной. Знание является легитимным только в процессе его применения на практике. Это провоцирует персонификацию знания и его привязанность к контексту («знание имеет смысл для меня, так как я знаю, как его использовать и применять»). Знание попадает в зависимость от финансирования. Как товар, оно продается и покупается. Проведение тех или иных исследований может быть «заказом» государства или заинтересованной компании. Это значит, что сами ученые перестают играть решающую роль в решении вопроса того, какие исследования проводить. Они будут работать над теми проблемами, в разработке которых заинтересован их заказчик. Это меняет статус ученого. На смену творчества приходит умение «раскручивать» свои достижения и представлять их в качестве товара. «Знание» сегодня – это не просто знание каких-либо теорий и концепций, но умение применить свои знания на практике, умение построить новые, нетривиальные связи между объектами и фактами, умение правильно оценивать и анализировать существующую ситуацию и умение находить правильные пути с точки зрения желаемого результата ее разрешения. Важно не просто собирать информацию, но понимать, как она может быть применима в разной ситуации. Любая фактическая информация находится в сиюминутной доступности благодаря тем инструментам, которые представляет современное информационное общество. «Знание» выступает как основное содержание образования, а это значит, что современная система образования не может не учитывать этой эволюции. В этой ситуации образовательная система должна заключать в себе не просто накопление фактов, но умение их правильно анализировать и извлекать из них тот смысл, который адекватен контексту, в котором они находятся. Современная система образования должна быть восприимчива к тем трансформациям, которые происходят в науке и культуре. Тем не менее, она должна сочетать в себе как традиционные, так и инновационные формы организации. Сущность традиции состоит в том, что она постепенно и непрестанно развивается. Традиции нет тогда, когда отсутствует ее интерпретация. Любое новаторство в данном случае должно быть воспринято как результат интерпретации традиции. Беря во внимание этот факт, нет необходимости (да и возможности) изобретать в системе образования что-то кардинально новое. Задачей становится доработка и развитие положений и стандартов, которые мы имеем на данный момент, с учетом преимуществ, ограничений и приоритетов, которые задают те социальные, политические, экономические и культурные условия, в которых мы находимся.