![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Неповторимой фигурой Серебряного века стал русский писатель и религиозный философ Д.С. Мережковский (1865-1941). Вместе со своей женой, поэтессой З.Н. Гиппиус, они создали специальный круг приближенных лиц (последователей “нового религиозного сознания”), с которыми обсуждали наступление царства Третьего Завета и создание обновленной Церкви, проводив в Санкт-Петербурге т.н. религиозно-философские собрания (1901-1903 гг.). Историософский роман Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) повествует о жизни итальянского гения эпохи Возрождения. Заглавной темой романа становится внутреннее совершенствование человека, а культурологическим фоном – душевные терзания между верой в Бога и жаждой познания. Важное место в структуре романа занимает диспут Темных веков и приближающегося Нового времени, выраженный в противопоставлении молодого Леонардо да Винчи и пожилого алхимика Галеотто Сакробоско, посвятившего всю жизнь поискам философского камня. Последний уступает художнику в таланте и знаниях, что хорошо показано Д.С. Мережковским в сцене “божественного превращения” металлов в золото. Галеотто обманным путем проводит опыт, заранее спрятав в плавильную печь золотой слиток, на что ему указывает Леонардо. Признав свою ошибку, Галеотто объявляет Леонардо величайшим алхимиком, обладателем сокровенных тайн природы и нарекает юношу ожившим Гермесом Трисмегистом – по имени эллинистического бога и основателя данной традиции. Сам Леонардо не разделяет подобного мнения о себе и не считает алхимию наукой. При всех различиях ученых Д.С. Мережковский указывает на объединяющую их черту: тонкую грань между христианством и язычеством. Роман Д.С. Мережковского, называемый специалистами “русским Фаустом”, поднимает важные вопросы переходного времени, подтверждает критическое отношение автора к истории мистико-эзотерических доктрин Средневековья. Сатира на прикладную (внешнюю) алхимию удивительным образом сосуществует с философским пониманием и символизмом внутренней алхимии: самосовершенствованием духа и обретением бессмертия Леонардо в глазах потомков.