![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В качестве технологического первообраза алхимии, автор считает работу александрийских (ал)химиков, литейщиков и стекольщиков по молекулярному окрашиванию стекла, которая впоследствии была расширена на попытки работы с цветными металлами. Алхимик не мог знать, что окрашивание стекла и окрашивание металла суть процессы разные. В первом случае это процесс окрашивания вещества – окрашивание молекулярной структуры, а во втором это изменение атомарной структуры – ядерное превращение. Деятельность алхимика была ограничена первообразом вещества, одновременно, являясь попыткой выйти за его пределы. Аналогичный математический образ представляет функцию, выходящую за пределы области определения своего аргумента. И лабораторная, и теоретическая работа вела герметиков и эзотериков к странным имагинативным результатам, уводя от операций с веществами и числами к полученным образам, которые, в свою очередь, становились самой материей воображения. Контексты исторического развития алхимии: (1). Философский камень = краска (металл, окись, соль) + растворитель. "Сухим" способом окрасить структуру стекла нельзя. (1.1). Позднее технология наноокрашивания стекол распространяется на металлы. Появляются технологии изготовления цветных сплавов и еще более сложная технология окраски – "оптическая иллюзия", основанная на образовании радужных оксидных пленок на поверхности металла. (2). С возникновением в поздней Античности имени "алхимия" (Фирмик Матерн, 4 в.) для производимых операций появляется или конкретизируется математический и геометрический аспект, который ведет к возникновению единства, даже, тождества математического и химического: состав числа = состав вещества. (3). В Средние века у Джорджа Рипли появляется термодинамический аспект, который закрепляется в легендах об алхимиках (Легенда о Раймонде Луллии и Амброзии ди Кастелло) [1]. В Возрождение алхимия связывается с библейским мифом о Вавилонской башне и ее образами (Афанасий Кирхер) [2]. Современный геометрический образ легенды об алхимике и мифа о Вавилонской башне воплощены в инженерной конструкции па-мятника Раймонду Луллию «Лестница разумения» (1927, Монсеррат). Термодинамический аспект закрепляется рецептами философского камня Михаила Майера («Убегающая Аталанта», 1617). (5) В Новое время контекст алхимии расширяется за счет проведения Александром Лимажоном (1745) различия между «философским камнем» и «камнем философов» [3]. Где химические аспекты алхимии обособляются в последнем понятии, а первое дает возможность развития алхимии в других контекстах. Это различие закрепляется в «Мифо-герметическом словаре» (1758) Дома Антуана – Жозефа Пернети в отношении алхимии и медицины [4]. (6) Однако расширение области поиска философского камня не ограничиваются поиска-ми химических превращений и лекарственных препаратов. Появляется экономический аспект алхимии: философский камень = деньги (Иоганн Штернхальс [5], Ромэйн де Хоге [6]). В современной вариации это – цифровые деньги - Биткоин (Биткоин – новый «золо-той стандарт» получил образное выражение в памятнике Сатоши Никамото. Конечно, ни грамма золота в цифровых монетах нет.) (7). Впервые в работе Герберта Зильберера (1919) появляется концепция алхимии как психологической дисциплины. Этот аспект получает развитие в «алхимической психологии» Карла Юнга. (8). «Алхимия» позволяет как физическую, так и психологическую интерпретации. Со-трудничество Карла Юнга и Вольфганга Паули ведет к попытке создания синтеза физики и психологии. Исследования сновидений Паули и отраженный в них поиск «общей тео-рии поля» показывает, что сновидения толкают Паули к представлению синтеза на осно-ве функции единичного круга в комплексной области чисел Леонарда Эйлера. (9). Вне связи с алхимией Ричард Фейнман предлагает вычислительную модель функции Эйлера, раскрывая через интерпретацию значений мнимой переменной исторический аспект физических процессов [7]. Следовательно, психологический аспект приобретает физическую компоненту через историю, в целом воспроизводя структуру легенды, которую глубинная психология дополняет и достраивает мифом. Психологический образ в грезах и сновидениях дополняется мифо-исторической компонентой в современных работах [8]. Литература 1. Barber W. T. A. Raymond Lullthe illuminated doctor. Study in Medieval missions. London: Charles H. Kelly. 1903. P. 135. 2. Kircher A. Athanasii Kircheri e Soc. Jesu Turris Babel. Amstelodami: Ex officina Janssonio-Waesbergiana. 1679. 3. Saint-Didier A. L. The hermetical triumph. London: Thomas Harris. 1745. P. 50. 4. Пернети Д. А. – Ж. Мифо-герметический словарь. К.: ИП Береза 2012. С. 137. 5. Война рыцарей. Алхимические поэмы. К.: Автограф. 2008. 6. Ромейн де Хоге. Иероглифика или символы мифов и религий древних народов. К.: ИП Береза С.И. 2009. 7. Фейнман Р. Лейтон Р. Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Пространство. Время. Движение. М.: Мир. 1965. Т. 2. С. 125. 8. Хевайц З. Книга Лилит. М.: Inverted Tree. Castalia. 2011.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | ISTORIChESKIJ_GENEZIS_KONTEKSTOV_ALHIMII.pdf | ISTORIChESKIJ_GENEZIS_KONTEKSTOV_ALHIMII.pdf | 1,9 МБ | 27 февраля 2024 [ierosph] | |
2. | Vinokurov_Sertifikat.jpg | Vinokurov_Sertifikat.jpg | 3,8 МБ | 27 февраля 2024 [ierosph] | |
3. | Prikaz_MNK_Alhimicheskij_mif...26-27_yanvarya_2024_CCF27122… | Prikaz_MNK_Alhimicheskij_mif...26-27_yanvarya_2024_CCF27122… | 2,2 МБ | 27 февраля 2024 [ierosph] | |
4. | Programma_konferentsii_s_sajta_Himfaka.pdf | Programma_konferentsii_s_sajta_Himfaka.pdf | 250,8 КБ | 27 февраля 2024 [ierosph] |