ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад посвящен самому известному произведению так называемой валенсийской сатирической школы, возникшей в XV веке – «Тяжбе об оливках» («Lo procès de les olives»), которое было написано на каталанском языке. Оно рассматривается в контексте как предшествующей куртуазной традиции, бурной литературной жизни Валенсии того времени, так и многовековой, в том числе архаической – античной, библейской, скандинавской - практики словесного (но часто со смертельным исходом) поединка. Отмечается, что основные жанры валенсийской сатирической школы – дебаты, загадки, беседы, рассуждения и пр. - были порождены тем, что в ней подвизались представители самых разных сословий, выражавших различные, осмеивавшие друг друга точки зрения. С этим же связано и непременное коллективное авторство произведений. «Тяжба об оливках», где центральной темой обсуждения становится вопрос о том, чья любовь – молодых или старых мужчин – способна принести большее наслаждение, напрямую восходит к карнавальной смеховой культуре: любовь понимается здесь исключительно в телесном плане, используется характерная метафора поедания как полового акта и т.д. Наиболее интересно то, каким образом риторический пласт произведения, где участвуют реальные валенсийцы – участники спора – превращается в собственно поэтический. По ходу тяжбы становится понятно, что задача спорящих не столько выяснение истины, сколько виртуозное использование метафор для обозначения непристойного предмета дебатов. Таким образом, начинает доминировать именно поэтическая функция языка. Не случайно конечную сентенцию участники спора выносят в продолжении «Тяжбы об оливках», которое носит характерное название «Сон Жуана Жуана» («Somni de Joan Joan») и подчеркивает вымышленный и игровой характер обоих произведений.