ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад сделан на секции 9 «Междисциплинарные методы исследования этнических взаимодействий: фольклор и мифология». Территория проживания северных селькупов – зона интенсивных этнических контактов. Селькупы пришли на Таз и Турухан всего три-четыре века назад и отвоевали у живших тогда на Верхнем и Среднем Тазе энцев их территорию. Соседями северных селькупов на протяжении последних двух веков являются на юго-западе ваховские ханты, на западе лесные ненцы, на севере тундровые ненцы и илимпийские эвенки, на востоке кеты и на юго-востоке сымские эвенки (с энцами северные селькупы не соприкасаются уже почти столетие). И практически повсюду селькупы контактируют с русскими. Все контактировавшие с селькупами народы оставили след в селькупском фольклоре, а некоторые и в мифологии. Можно выделить следующие типы иноэтнических «следов»: 1) представители иноэтнического окружения в качестве фольклорных героев (ненцы, они же энцы, как стандартные враги селькупских героических легенд; русский старик, отправляющий дочерей в жены сыну селькупского бога; кет как спутник селькупа и ненца в сюжете о небесной охоте и т.д.; 2) использование лексики соседей для названия персонажей селькупских фольклорных сюжетов (еречи (из русск. еретик) в качестве обозначения людоеда; Йомпа (ненецкое имя) в качестве имени всепобеждающего селькупского героя-трикстера и шамана); 3) заимствованные сюжеты (особенно много сюжетов заимствовано у кетов: это и тексты из цикла о первом кетском шамане Дохе (в селькупских версиях имя шамана отсутствует), и кетский цикл о богатыре Бальне; немало и сюжетов русских сказок). В докладе предполагается рассмотреть примеры иноэтнических «следов» разных типов.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | Программа конгресса | Programma_Kongress_Izhevsk_2017.pdf | 2,4 МБ | 6 июля 2017 [kazakevich.olga] |