![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Влияние сиблинговой позиции на развитие речи рассматривается, как правило, в рамках общего влияния социоэкономического статуса семьи (SES) (Hoff-Ginsberg, 2008; Nihan et al., 2017), наряду с возрастом и полом детей (Havron et al., 2019; Ortiz, 2009). Результаты в этих работах весьма противоречивы: влияние сиблинговой позиции то обнаруживается, то нет. Например, в работе (Keller et al., 2015) было обнаружено, что старшие дети в семье лучше усваивают иностранный язык. В работе (Havron et al., 2018) утверждается, что чем больше у детей старших сиблингов, тем хуже у них речь. Цель текущего исследования: проанализировать различия в параметрах речевого развития у детей с различной сиблинговой позицией (старший, средний, младший, единственный ребенок в семье). Выборка: 674 дошкольника детских садов города Москвы, Казани, Сочи (M = 70.2 месяца, SD = 4.01, 50.7% мальчики). Диагностировались следующие параметры речевого развития: рассказ по серии картинок, на основе которого проанализированы: макро- и микроструктура нарратива; количество слов в нарративе, время нарратива, темп речи (методика MAIN; Gagarina et al., 2012), а также вербальная беглость (число продуктивных ассоциаций по любым словам, по действиям). В ходе анкетирования родителей были выявлены сиблинговые позиции участников исследования (единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок и младший ребенок (опрос родителей при помощи анкетирования). Также были продиагностированы такие контрольные факторы как невербальный интеллект (Raven, 1998) и качество образовательной среды (CLASS) (Pre-k level) (Pianta et al., 2008). В результате было показано, что наиболее высокий темп речи наблюдается у старших и единственных детей. У обоих данных сиблинговых позицией темп речи значимо выше, чем у средних и младших детей в семье. Сиблинговая позиция имеет значимый вклад в темп речи, но менее сильный чем фактор пола – у девочек темп речи выше, чем у мальчиков. Также обнаружена значимость фактора уровня невербального интеллекта – у детей с низким уровнем невербального интеллекта темп речи значимо ниже, чем у детей со средним темпом. У остальных параметров речевого развития значимой связи с сиблинговой позицией обнаружено не было.