ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Деленян А.А. Аннотация доклада ФОРМЫ ВХОЖДЕНИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ПЛАТА ЗА ВХОД О включении в движение промышленного капитала писал К.Маркс, показав, как помещики России в XIX веке участвовали в его формировании и зависели от цен на мировом рынке. Иначе говоря, по форме – движение товаров, по сути - включение в национальный и международный промышленный капитал. Однако государственно-монополистический капитал (ГМК) интенсифицировал все процессы, усилив зависимость стран второго-третьего эшелонов от финансового капитала метрополий. До появления акционерного капитала международное движение капиталов (из страны в страну) могло происходить только в форме передвижения физического капитала (станков, оборудования, работников), поэтому массовым явлением не было. Еще одно обстоятельство – требовались адекватные производственные отношения, отношения капитала. Концессии как форма перелива капитала в Россию до революции использовались в России в том случае, когда внутри страны такого типа «вещи» не производились. Например, первые железные дороги, начиная с Царскосельской железной дороги в 1836 году. В период (1866-1880 гг.) начался в этой области бум, далее государство выкупало их в казну. С 1852 г. фирма Siemens & Halske проводила телеграфные сети и их эксплуатацию. Позже переключилась на строительство трамвайных путей, построила кабельный и электротехнический заводы, электростанции. В 1869 году Большое северное телеграфное общество (БСТО) получило концессию на прокладку подводной телеграфной линии из Дании в Россию. Далее через Россию соединяла Европу с Японией и Китаем. Так Россия становилась частью мирового пространства. После революции фирма первой получила концессию от советского правительства, сотрудничала до 1990 г. До революции 1917 г. основные направления концессий составляли отрасли, теснее связывающие население или факторы производства. В первом случае росла социальная плотность населения (открытие принадлежит Огюсту Конту), во втором – экономическая плотность (о ней писал К.Маркс). Рост экономической плотности приводил к ускорению темпов роста экономики. Относительная разобщенность населения вела к отставанию от развитых стран Европы, капитализм приходил позднее и в более отсталых формах. Эпоха монополистического капитализма привела к тому, что в России стали применяться формы капитала, отличающиеся от тех, что применялись в развитых странах лишь национальной спецификой (синдикаты). Напомним, что во Франции применялись картели, синдикаты, встречались и тресты. После революции 1917 г. концессии использовались для привлечения и развития ресурсов в СССР. Так, концессии Хаммера – c 1921 г. сначала поставки зерна в Россию, далее асбестовая шахта на Урале, карандашная фабрика. В 1923 году немецкая компания Junkers получила на 30 лет в концессию завод "Руссо-Балт" в Филях, обязавшись наладить выпуск 300 самолетов в год. Обязательства выполнены не были, концессия в 1927 г. ликвидирована, но чертежии оборудование достались нам, что позволило СССР начать выпуск своих цельнометаллических самолетов. В 1925 года фирма Аверелла Гарримана заключила договор на 20 лет на добычу марганца в Чиатуре. Вскоре на компанию приходилось уже 75% экспорта марганца из СССР. В 1928 г. Гарриман отказался от проекта из-за высоких роялти. В 1925 году правительство СССР дало фирме Lena Goldfields право на добычу золота и металлов в Сибири сроком до 50 лет. Lena Goldfields добывала до 30% золота в СССР, но в 1930-м была обвинена в невыполнении обязательств. Концессия была ликвидирована. Причины, по которым концессии были ликвидированы в СССР, частично коренились в нежелании советских организаторов давать излишние преимущества иностранцам: своих трудностей хватает, а некоторым достается незаработанное преимущество. Получала ли страна ожидаемые преимущества от концессий – вопрос. С точки зрения организаторов производства и широкой публики – не получала. По существу, они и ощущали себя строителями этого общества. Как понимали, так и строили. В этом отношении в последних работах В.И.Ленин писал о марксистах, которые плохо знали марксизм. Для строителей социализма это было странное требование. Часть руководителей практически Маркса не знали вообще и это не мешало им в политической карьере.