ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Данная работа исследует феномен психопатии. Цель: связать философско-антропологическую, литературную и психиатрическую терминологию, чтобы иметь представление об общей системе координат. Отмечается особая разновидность психопатии без выраженного девиантного поведения, т.е. «высокофункционального психопата», которая выводит основные черты, такие как отсутствие совести, эмпатии и чувств. Если мы определяем человека как натуру амбивалентную, то психопаты лишены этой мучающейся моральной части, но искусно мимикрируют под человека. Необходимо разобраться, может ли психопат иметь антропологический статус? Главная цель человека – обуздать хаос желаний и стать свободным. Ф.М. Достоевский показывает нам плеяды персонажей со «спящим Богом внутри», падших, но душевно мучающихся. Западных постмодернистов так же вдохновляют безумие и человеческие несовершенство, но они не заинтересованы в том, чтобы обуздать и найти дехаотизирующий центр своих потенций, а имманентизировать и раскидать смыслы по поверхности, разрешить быть себе любым. Смысл идеи Достоевского «Если Бога нет, все позволено» в ключевом слове «нет». Н.Н. Ростова говорит об антропологическом минимуме на примере Ставрогина, который обладает всеми чертами вышеописанного феномена: «мой рассудок был совершенно цел», «Я никогда не чувствовал страху» («Бесы» Ф.М. Достоевский), однако мизерный огонь бередил его душу, так как образ Матроши ему невыносим, и он цепляется за него в надежде хоть что-то почувствовать, что позволяет дать герою антропологический статус. Автор считает, что проблема местоположения Бога и его оформленности второстепенна, ведь возможно есть «люди», которые не имеют Бога, не способны к Богу. Это не падшие и запутавшиеся души, не душевно больные, а нечто инородное, люди-психопаты, которые подтасовывают любые попытки выстроить стройную антропологическую концеп- цию. Человек – это палитра, подобно радиоприемнику, который способен уловить разные частоты, кто- то чувствителен настолько, что он близок к безумию, кто-то топорно воспринимает действительность, но у всех словно есть секрет или некая тайна, которую все чувствуют или подразумевают. Психопат в этой метафоре не имеет «антенну», можно «вставить кассету или пластинку», чтобы имитировать воспроизведение звука, однако это всегда повторение, мимикрия и копирование, поэтому им так скучно, и они пытаются себя разбередить вседозволенностью, что и является большой опасностью. Рассмотрение концепта человека-психопата с позиций философской антропологии – это попытка найти антропологический ноль. Если Ницше говорит, что человек – это хаос, рождающий звезды, то психопат — это разумная машина в теле человека, приспособленец без эмоциональной боли. Психопат всегда будет своеобразным «героем нашего времени», бледной холодной манящей маской, которая манипулирует и раздавливает. Данная работа посвящена попытки из психиатрического диагноза концептуализировать антропологическую метафору человека-психопата. Возникает непростые вопросы о генезисе психопатии у человека: рождается ли он таким или становится, что на него влияет и есть ли шанс на исцеление. Ведь ужас ситуации может быть не в том, что человек отвернулся от Бога, отказался от своей человечности, стал одержим бесом, а в том, что он в принципе не имеет возможности прийти к своему внутреннему, к точке сингулярности.