ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Статья Скотта Дегрегорио «Visions of Reform: Bede’s Later Writings in Context» представляет собой главу в коллективной монографии «Bede and the Future» (2014) из серии «Studies in Early Medieval Britain and Ireland», у истоков которой стоял профессор Николас Брукс. Статья последовательно развивает тезисы, высказанные С. Дегрегорио в прежних работах, в частности тезис о взаимодополняющем характере толкований «О Скинии», «О Храме Иерусалимском» и «На Ездру» (научное эссе «Беда и Ветхий Завет», 2010), тезис о наличии более тесной взаимной связи между «О Скинии» и «О Храме Иерусалимском», а также тезис о реформистской тональности толкования на Ездру и его идейной близости посланию Беды к еп. Эгберту (статья «Собственный путь: толкование Беды на Ездру», 2006). Именно послание Эгберту С. Дегрегорио ставит в качестве отправной точки своего исследования в статье 2014 г. Не претендуя на пересмотр выводов, к которым С. Дегрегорио приходит в статье, я хотел бы обратить внимание на технику аргументации, с помощью которой исследователь формирует образ «Беды-реформиста». Прежде всего, исследование лишено конкретного богословского инструментария, следствием чего является крайняя расплывчатость самого понятия реформы. В связи с этим автор в ходе рассуждения, опираясь на послание Эгберту, содержащее как инвективу клиру и зажиточным тенам, так и проект реформы окормления епископом паствы, неожиданно выделяет в толкованиях Беды случаи инвективы порочному клиру в качестве свидетельств реформистской линии в экклезиологии св. Беды. Другой слабой стороной рассуждения представляется неоднократная апелляция к наглядности некоторых житийных эпизодов «Церковной истории народа англов» как интенционально противопоставленным инвективе клиру; такой подход, как представляется, игнорирует принципиальную тенденцию любого историографического труда к экземплификации. Более взвешенным и убедительным решением могло бы стать выявление образного противопоставления материала первых четырёх книг материалу пятой книги (напр., как «прошлого» «настоящему»), поскольку именно контраст по отношению к возводимым в ранг образца историческим событиям мог бы косвенно указывать на наличие реформистского пафоса в «Церковной истории». Следует отметить, что на более твёрдой почве зиждится прослеживание единства терминологического поля «реформистских» пассажей.