ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе указано, что фактические и перспективные направления применения биомедицинских знаний, в первую очередь в области генетики человека, нуждаются в обсуждении с точки зрения социальных проблем, как теоретических, так и и практических. Общепризнанным в современном естествознании является тезис о том, что биологическая эволюция человека продолжается (действуют отдельные формы отбора – стабилизирующий, сдвигающий; происходит историческое изменение психофизических функций; углубляется дифференциация на группы по биологическим параметрам и т.д.). Биологическая эволюция может ускориться и даже приобрести неоевгеническую направленность в результате применения генетических знаний в практике пренатальной диагностики, скринингов, при расширении использования новых репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение; оплодотворение in vitro, суррогатное материнство). На сегодняшний момент развития науки генетика аномалий изучена гораздо детальнее в сравнении с общим уровне генетических знаний. На основании этих знаний в медицинской генетике разработаны и применяются механизмы предотвращения передачи нежелательных генов. Необходимый для принятия практических решений уровень научных знаний о механизме наследования количественных (поведенческих) признаков, о генетических основах наследования когнитивных функций, о механизмах реализации эпигенетических паттернов (например, роли метилирования) не достигнут. Однако фактически предлагаются в социальной практике разных стран (например, Китай, Сингапур) начинают распространяться проекты «создания условий жизни в соответствии с генотипами». Ряд выводов современной генетики человека ставит задачу уточнения (интерпретации, учета) ряда понятий и концепций (равенство, справедливость и т.д.), требует определения отношения социо-гуманитарного знания к перспективам формирования изолированных пулов генов внутри отдельных популяций в результате социальных процессов. Актуальна выработка в социальной теории отношения к возможностям оформления социальных стратификаций, базирующихся на биологических особенностях как критериях дифференциации, например в сфере спорта и образования. В современной культуре некорректно рассматривать процесс получения знаний о биологической природе человека как этически нейтральный, полагая, что только процесс применения научных результатов в виде биомедицинских технологий подвергается моральной оценке. Особенно в сфере генетики человека, все этапы обращения человека с геномом – от картирования отдельных генов в научной лаборатории до применения генных технологий для отдельного индивида в клинике – требуют обсуждения с гуманитарной позиции и с точки зрения социальных последствий. В обществе актуализируется задача формирования особых социальных институций для «соединения системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей» и практического исследования гуманитарных параметров применения достижений биологических и медицинских наук, анализа практики принятия на основании биомедицинских знаний таких решений, которые имеют социальные последствия для индивидов и популяций (например, меняют репродуктивное поведение; ставят социально-психологические проблемы отказа субъектов от информированности относительно перспектив развития заболеваний с наследственной компонентой, или проблемы последствий обладания генетической информацией относительно самого человека и (или) членов его семьи и так далее). По мере развития генетических знаний о природе человека право и этика как регуляторы социальных отношений будут все сильнее отличаться (во временном и содержательном отношении) при оценке генетических манипуляций. При развитии биомедицины будет нарастать противоречие между «либеральным» и «консервативным» подходами к обсуждению проблем генетики человека (относительно механизмов регуляции развития естествознания в определенных социально-экономических условиях, функционирования знания в системе товарно-денежных отношений - проблема патентования генов, проблема распределения ресурсов в системе здравоохранения, изменение моделей отношений между субъектами в сфере биомедицины и т.д.).