ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Всероссийская научно- методическая конференция с международным участием по вопросам высшего образования в области экономики и управления «Пашкусовские чтения». 25-26 апреля 2024 Проблема инфляции оценок: измерение и анализ Марков А.Р. (основной докладчик), Шагас Н.Л., Мерекина Е.В., Москалева А.А. Сообщение группы преподавателей Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова отражает основные выводы аналитической работы по актуальной и активно обсуждаемой в литературе проблеме адекватного оценивания знаний студентов. Правильно выстроенная система оценивания обеспечивает получение оценок в соответствии с различиями в уровне знаний и формирует верные сигналы об уровне подготовки студентов для работодателей, администрации вузов, факультетов и кафедр. Дифференциация оценок на основе единообразных принципов академической требовательности также формирует понятную систему стимулов и ориентиров для самих студентов. Напротив, смещение в распределении оценок студентов, не связанное с улучшением уровня знаний, искажает стимулы студентов к учебе и выбору дисциплин, ведет к несопоставимости выдаваемых дипломов. Авторы используют понятие инфляции оценок в различных обычно используемых в литературе трактовках (динамическая, статическая и дифференциальная инфляция). Сделаны предложения о принципах измерения этих типов инфляции и разработана оригинальная методика количественной оценки каждого из них. Принципы измерения и исследования инфляционных тенденций проверены на основе анализа большого массива данных о выставленных оценках студентам нескольких волн приема вуза (2010-2022 годы обучения, 2 699 студентов, 50 тыс. оценок) по обязательным и элективным курсам. Применение статистических и эконометрических методов анализа позволило ранжировать учебные курсы по наличию и степени смещенности оценок, сформулировать гипотезы и выделить факторы смещенности в распределении оценок для различных типов учебных курсов. В докладе также приведен обзор предложений различных педагогических коллективов по итогам обсуждения выявленных тенденций. Разработанный метод измерения и подходы к анализу инфляционных тенденций и факторов их возникновения могут быть основой более широкого комплексного анализа проблем оценивания знаний студентов. Такой анализ, проведенный в сравнительном контексте, может быть особенно полезен для формулировки мер доказательной образовательной политики на уровне отдельного факультета, вуза или группы вузов.