ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Критика В. С. Соловьева вызвана представлением о том, что Лермонтов допустил господство над собой трех демонов, которые суть антитезы к основам христианской нравственности, выдвинутым Соловьевым в «Оправдании добра». Д. С. Мережковский видит в «земном» эротизме Лермонтова соответствие своим воззрениям на необходимость пересмотра роли пола в христианстве. Двойственность поэта видится ему отражением манихейского представления о равнозначности добра и зла. Для В. В. Розанова демон Лермонтова имеет не христианскую, а античную природу. Философ также вчитывает в лермонтовскую поэзию представление о божественности пола и культа жизни, считая Лермонтова носителем ветхозаветных ценностей.