![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Представлены результаты экспериментального и численного исследований структуры сверхзвукового обтекания конических крыльев с центральным телом. С применением различных экспериментальных методов, в том числе специального оптического метода для визуализации сверхзвуковых конических течений, изучена структура обтекания полуконуса на пластине с прямой сверхзвуковой кромкой при числе Маха М=3. Показано, что существенное влияние на структуру течения в ударном слое около поверхности конуса оказывает интенсивность контактных разрывов, исходящих из тройных точек либо конфигурации ударных волн, сопутствующей области отрыва на пластине, либо на головной ударной волне, возникающих при обтекании компоновки без или с углом атаки. На основе моделей невязкого и вязкого газа разработаны методы расчета течения в коническом приближении для конических крыльев с центральным телом без и при наличии стреловидности передней сверхзвуковой кромки крыла, а также при углах раскрытия отличных от 180о (V-образные крылья). Проведено сопоставление результатов численного моделирования с данными эксперимента. Сопоставление результатов расчета для модели невязкого газа и экспериментальных данных указывает на возможность использования численных кодов на основе уравнений Эйлера для моделирования течения в ударном слое около полуконуса при локальном влиянии отрывной зоны на пластине. Сопоставление результатов расчетов для модели вязкого газа с экспериментом показывает возможность моделирования как течения с отрывом пограничного слоя на пластине, так и течения в ударном слое около полуконуса, которая хорошо описывается в рамках невязкой модели. Результаты расчетов хорошо согласуются с экспериментальными данными. На основании расчетов для модели невязкого газа установлено, что схема обтекания невязким газом под углом атаки треугольной пластины с полуконусом, в которой стандартная особенность Ферри (узел линий тока), расположена в точке излома контура при пересечении поверхностей пластины и полуконуса, реализуется только в случае гладкой головной ударной волны. Если при взаимодействии плоского скачка уплотнения, присоединенного к передней кромке пластины, с ударной волной около конуса образуется тройная точка, то исходящий контактный разрыв при приближении к поверхности конуса смещается в верх от точки излома контура с образованием стандартной особенности Ферри на его поверхности. При достижении достаточно большой интенсивности контактного разрыва возникает вихревая особенность Ферри.