ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Актуальность и цели. Статья посвящена особенностям подготовки студентов нелингвистических специальностей, обладающих в числе других коммуникативных компетенций культурой научной речи. В частности, авторы подчеркивают необходимость изучения дискурсивных маркеров (ДМ) и делятся опытом работы с подкастами. Цель настоящей статьи — выявление ДМ, специфичных для научно-популярной речи, и контекстов их употребления, сравнительный анализ результатов работы со студентами. Материалы и методы. Материалом исследования послужили творческие занятия со студентами 3 курса бакалавриата по специальности «Биология» биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Был разработан специальный экспериментальный курс, в котором студенты 4 групп (общее количество 47) обсуждали подкасты, выполняли упражнения и представляли проекты. Всего студентам было предложено 9 подкастов, на этом объеме методом сплошной выборки было выделлено 330 употреблений ДМ. Кроме этого применялись метод контекстуального анализа и сравнительный метод. Результаты. Среди специфических для устной научно-популярной речи ДМ выделены хезитативы, средства адресации и некоторые другие. Отмечено, что в английских подкастах ДМ очень частотны, разнообразны и оригинальны. После выполнения упражнений и представления проектов среди студентов было проведено тестирование, которое выявило неоднозначную оценку такого представления и освоения материала. Выводы. Все ДМ относятся к речевым средствам, необходимым для организации речевого контакта. Отмечается, что многие особенности употребления исследованных единиц имеют национально-культурную специфику, а также связаны с индивидуальной манерой говорящих, стилем их общения с аудиторией. В исследовании сделана попытка проанализировать возможности использования подкастов и проектного подхода в формировании культуры научного выступления, включая правила научного диалога и использования соответствующих ДМ.