ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В статье проводится ревизия основных вопросов философии И. Канта в контексте постгуманизма. В трактате «Логика» Кантом были поставлены четыре основных вопроса философии, которые, в сущности, сводятся к последнему: «Что такое человек?». XX-ый век ознаменован кризисом гуманизма. Ф. Ницше, «убив бога», погрузил мысль в летаргический сон, пропев гимн Сверхчеловеку. М. Фуко, говоря о кризисе гуманизма, обращает внимание на то, «чтобы пробудить мысль от этого сна… необходимо разрушить кантовский четырехугольник до основания». XXI-й век знаменует собой уход от классических моделей больших нарративов, во многих областях философского знания происходят процессы, которые характеризуются де-антропологизацией. Совершается пост-антропоцентрический поворот (post-anthropocentric turn). Направлением, которое непосредственно работает с философским дискурсом после пост-антропоцентрического поворота, является постгуманизм. В отличие от трансгуманизма, который обесчеловечивает человека, постгуманизм распространяет субъектность на прочие актанты социальных взаимодействий, создавая пространство пост(не)человеческого. Несмотря на процесс де-антропологизации, фигура человека по-прежнему является важной и во многом определяющей. В данной статье проведен семантический анализ кантовского «четырехугольника». Обращение к языку оригинала позволяет выделить концептуальную часть, переосмысление которой в постгуманистическом ключе рождает новые основные вопросы философии. Исходя из основных опорных пунктов постгуманизма (пост-антропоцентризм, пост-гуманизм, прост-дуализм) выделены основные векторы философии, что знаменует итог пост-антропоцентрического поворота. Для прояснения одного из аспектов соответствия вводится термин «пост-иммортализм». Автором предлагается схема концептуального соответствия основных вопросов философии Канта и новых вопросов, сформулированных уже в постгуманистической оптике. Вместо вопроса «Что я могу знать?» предлагается вектор «Как нам быть с со-знанием?». Вопрос «Что я должен делать?» модифицируется в «Где размываются границы человеческого и не-человеческого?» Вопрос «На что я смею надеяться?» трансформируется в «Почему необходимо переосмыслить феномен смерти?». Центральный кантовский вопрос «Что такое человек?» в свете постгуманизма модифицируется в «Что такое Постчеловек?». Summary The article revises the basic questions of I. Kant's philosophy in the context of posthumanism. In the treatise "Logic" Kant posed four basic questions of philosophy, which essentially boil down to the last one: "What is a Man?". The 20th century is marked by the crisis of humanism. F. Nietzsche, having "killed God", plunged thought into a lethargic sleep, singing a hymn to the Superman. M. Foucault, speaking of the crisis of humanism, draws attention to the fact that "in order to awaken thought from this sleep... it is necessary to destroy the Kantian quadrilateral to the ground". The twenty-first century marks a departure from the classical models of grand narratives; in many areas of philosophical knowledge, processes characterized by de-anthropologization are taking place. A post-anthropocentric turn is taking place. The direction that directly works with philosophical discourse after the post-anthropocentric turn is posthumanism. Unlike transhumanism, which dehumanizes the human being, posthumanism extends subjectivity to other actors in social interactions, creating a space of the post(non)human. Despite the process of de-anthropologization, the human figure is still important and in many ways determinant. This article analyzes semantically the Kantian "quadrilateral". Reference to the original language allows us to identify the conceptual part, the rethinking of which in a posthumanist way gives birth to new basic questions of philosophy. Based on the main reference points of posthumanism (post-anthropocentrism, post-humanism, prost-dualism), the main vectors of philosophy are highlighted, which marks the outcome of the post-anthropocentric turn. To clarify one aspect of conformity, the term "post-immortalism" is introduced. The author proposes a scheme of conceptual correspondence between the main issues of Kant's philosophy and new issues formulated already in the posthumanist optics. The central Kantian question "What is a Man?" is modified in the light of posthumanism into "What is a Posthuman?".