![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Исследования сквозного для античной исторической традиции сюжета о великом египетском царе-завоевателе далекого прошлого обычно связаны с определением масштабов его завоеваний (в частности, с вопросом об исходе его вторжения в Скифию), но уделяют мало внимания их предполагаемым целям и тому, как представлена в нарративах организация его владений. В своем самом раннем изложении этого сюжета Геродот (II. 102-110) действительно не говорит об этом практически ничего. Помпей Трог, видимо, ориентировавшийся на какой-то сравнительно ранний первоисточник, сделал характерную ремарку о том, что египетский царь Везосис и его скифский противник Танавс «искали не власти (imperium) для себя, а славы для своих народов», в отличие от ассирийского царя Нина, который «стремился к господству и сделал покоренные им обширные области своим постоянным владением» (Iust. I.7). Диодор Сицилийский, следовавший, как считается, автору конца IV в. до н.э. Гекатею Абдерскому, приписывает египетскому завоевателю Сесоосису мягкость в обращении с покоренными народами, взимание с них дани «в соответствии с возможностью [каждого]» и использование в Египте труда пленных; Диодор указывает на сохранение во главе завоеванных стран местных правителей, передавая при этом сюжет о запряжении их четверками в колесницу Сесоосиса (Diod. I. 55.10-12, 56.2, 58.1-2). В более огрубленном варианте последний сюжет, представляющий явное перенесение на известия о Египте практики переднеазиатских (ассирийских) завоеваний известен римским авторам (Luc. Fars. X.276-277; Plin. H.N. XXXIII.15.52), а позднее Иоанну Цецу (Chil. III.83-101); возможно, он фиксируется в римской изобразительной традиции (Forichon 2018/2019); а, кроме того, в римское время утверждается прямое сопоставление египетской державы прошлого с современными Римской империей и Парфией (Tac. Ann. II. 60. 3; cf. Strabo XVII. 1. 46). Похоже, в более ранней традиции сохранялись реминисценции о владениях Египта во II тыс. до н.э. как о сфере влияния, отличной по принципам организации от централизованных межрегиональных держав I тыс. до н.э., но в римское время они стали уподобляться таким державам.