ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Если его предшественники и современники часто объясняли события вмешательством богов и судьбы-тюхе, Полибий настойчиво изгоняет из своей истории эти объяснения. Он даже утверждает, что его задача – бороться с подобными объяснениями. Но в то же время, важнейшие события его «Истории» приписаны тюхе. Это вопиющее противоречие ставит ученых в тупик. Доводы обращавшихся к этому парадоксу В. фон Скалы, В. Зигфрида, Ф.В. Вольбэнка и других ученых кажутся автору мало убедительными. Как объяснить эту кажущуюся непоследовательность? Для этого следует, прежде всего, рассмотрим, когда и как упоминается тюхе у Полибия. Этих упоминаний несколько сотен. Их можно разделить на несколько основных групп: Идиоматические выражения типа – «тюхе благоприятствовала или нет» (XI, 19, 5; X, 40, 9; XXXII, 15, 3). Непостоянство тюхе в случае смены удач неудачами (XX, 7, 2 и др.). Слово тюхе здесь, как и в первой группе, можно заменить словом обстоятельства или случай. Иногда в том же значении прямо поставлен случай или случайности (XII, 25e, 5). В нескольких случаях тюхе упоминается как живое существо, которое карает преступления. Но, это не более, чем олицетворение, метафора, принятая в риторических сочинениях того времени. Однако у Полибия есть несколько мест, говорящих о тюхе как совершенно реальной силе. В докладе исследуется природа силы tyche и делается вывод, что это не божество, столь популярное в эпоху эллинизма, а некая безличная сила. Сила эта является совокупностью исторических законов. Затем в докладе проводится сравнение с другой подобной же безликой силой – physis, действующей в мире естественной истории.