![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Творчество С.А. Клычкова, как и статьи С.А. Есенина («Отчее слово», 1918; «Ключи Марии», 1918), обнаруживают особое отношение писателей к слову как философеме, вмещающей комплекс идей и взглядов авторов. Писателям присущи понимание мировоззренческого характера языка, представление о языке как духовной основе народной культуры. Клычков, как и Есенин, обращается к орнаменту народной жизни и устному творчеству как отражению русской ментальности, заключенной для обоих авторов в слове, в языке, обладающем действенной силой, создающем живые образы. По мысли Клычкова, каждое слово хранит в себе свойства художественного произведения (А. Потебня), под влиянием которых складывается мифический образ. Христианские представления обоих писателей также находят отражение в языке, в образе слова. Выявляются и общие основы с художественно-лингвистическими концепциями модернизма: креативная потенция слова (А. Белый), антропологический аспект, язык как воплощение национального культурного менталитета. При этом у писателей новокрестьян слово не концептуальная категория, как, например, у символистов, но не менее значимая философема, охватывающая целый комплекс идей.