ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В последние десятилетия у нескольких панджабских религиозных / псевдорелигиозных сообществ-дера (объединяющих, прежде всего, низкокастовых сикхов-далитов) появились собственные священные книги в качестве «альтернативы» «Ади-грантх», главному тексту сикхской общины. В 2001 г. была опубликована «Бхавсагар-грантх», созданная для дера Бханиаравала. В 2010 г. лидеры общины равидаси, сделав заявление о полном разрыве с сикхизмом, провозгласили «Равидас-махарадж бани» в качестве собственного священного текста. К числу схожих изданий также можно отнести «Рухани джаваб» (2011) сообщества Сача-Сауда, позиционирующего себя как «надрелигиозную организацию, где в равной степени почитаются все веры человечества». Возникновение протестных текстов вызвало большой резонанс в Панджабе; «Бхавсагар-грантх» была запрещена панджабскими властями сразу после выхода из типографии и остается под запретом по сей день. Появление подобных книг обусловлено резким обострением с 1990-х годов социально-кастового противостояния (высококастовые сикхи vs сикхи-далиты) в индийском Панджабе. «Альтернативные» тексты нацелены на формирование и закрепление новой – «иной», т.е. протестной, – идентичности панджабских низкокастовых. Их идейным стержнем является безудержное восхваление собственной общины в лице ее основателей – исторических (Равидас) или современных гуру. Обратная сторона (само)восхваления представлена завуалированным (в редких случаях – открытым) ниспровержением/охаиванием «чуждого» далитам сикхизма. При этом по форме протестные тексты в значительной степени копируют «Ади-грантх»: таким способом низкокастовые сикхи имплицитно утверждают свое «право» на сикхизм, эксплицитно пытаясь максимально дистанцироваться от него.