![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Сочинения блаженного Аврелия Августина, епископа Гиппонского, до своего обращения в христианство в течение десяти лет (373–382/3) исповедовавшего манихейство, традиционно считаются весьма важными и заслуживающими доверия источниками сведений о доктрине манихеев, а также о внутренней жизни их общин. Тем не менее еще в XVIII в. в трудах протестантских исследователей было высказано мнение, согласно которому не все эти сведения должны приниматься без оговорок, поскольку Августин, принадлежавший в свой манихейский период к числу «слушателей» (auditores), или катехуменов, а не «избранных» (electi), не имел прямого доступа к сочинениям Мани. Первоначально указанная точка зрения не получила широкого распространения. Более того, после открытия в XX в. аутентичных манихейских произведений все более очевидным становилось соответствие содержащейся в них информации и свидетельств Августина. Впрочем, в относительно недавней книге Дж. К. Койла «Манихейство и его наследие» (2009), в которой никоим образом не отрицается ценность сведений, приводимых епископом Гиппонским, было предложено различать информацию, основанную на его личном опыте, и знания, полученные уже в ходе споров с манихеями. В докладе на основе сравнения полемических сочинений Августина, написанных им в разные периоды жизни, а также с учетом внутренних свидетельств манихейских текстов будет предложена попытка решения данной проблемы.