![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
ТЕМА СМЕРТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ю.М.ПОЛЯКОВА THE THEME OF DEATH IN THE LITERARY WORKS BY YU.M.POLYAKOV Тема жизни и смерти, любви и смерти, творчества и смерти, общественных потрясений и смерти являются ключевыми в творчестве писателя. В раннем периоде, например, в повести «Сто дней до приказа» (1980, опубл. 1987), заключительная сцена не даёт совершенно определённого ответа – найденный во рве солдат то ли спит, то ли мёртв. Финал остаётся открытым. В произведениях 90-х годов тема смерти может разрешаться как в сатирическом («Козленок в молоке» (1994, опубл. 1995)), трагическом («Небо падших» (1997)), так и в драматическом («Ворошиловский стрелок» (1999)) ключе. На рубеже и в начале 2000-х писатель использует художественные приёмы, (метатекст, Deus ex machina) которые позволяют как бы «отменить» физическую смерть главных персонажей («Замыслил я побег» (1999) и «Грибной царь, или 36 часов из жизни почти одинокого мужчины» (2005)). Тяжёлый нравственный кризис героя это не отменяет, но сохраняет возможность позитивных изменений. Роман «Гипсовый трубач» (2008-2022) также является метатекстом. Писатель останавливается на таких аспектах, как отношение к смерти в обществе, смерть исторических личностей, смерть как экзистенциальное философское явление, смерть и искусство. Смерть становится едва ли не единственным неотменимым и подлинным явлением в жизни современного человека, окружённого миражами. Важным уточнением авторской позиции, по сравнению с предыдущим творчеством, можно считать акцент на том, что искусство, независимо от того, показывает ли оно физическую кончину человека или нет, должно помочь ему отказаться от миражей, увидеть истину и подарить надежду преодолеть по крайней мере нравственную смерть. The themes of life and death, love and death, creativity and death, social upheavals and death are key in the writer's work. In the early period of his work, for example, in the novella One Hundred Days Before the Order (1980, published 1987), the final scene does not give a very definite answer – the soldier found in the ditch is either asleep or dead. The final remains open. In the works of the 1990s, the theme of death can be resolved both satirically (The Goat in the Milk (1994, published 1995)), tragic (The Sky of the Fallen (1997)) and dramatic (The Voroshilovsky Rifleman (1999)). At the turn of the 2000s and in the early 2000s, the writer used artistic techniques (metatext, Deus ex machina) that made it possible to "cancel" the physical death of the main characters ("I Plotted an Escape" (1999) and "The Mushroom King, or 36 Hours in the Life of an Almost Lonely Man" (2005)). This does not cancel the hero's severe moral crisis, but it preserves the possibility of positive changes. The novel The Plaster Trumpeter (2008-2022) is also a metatext. The writer dwells on such aspects as the attitude to death in society, the death of historical figures, death as an existential philosophical phenomenon, death and art. Death becomes almost the only irrevocable and authentic phenomenon in the life of a modern person surrounded by mirages. An important clarification of the author's position, in comparison with his previous work, can be considered the emphasis on the fact that art, regardless of whether it shows the physical death of a person or not, should help him to abandon mirages, see the truth and give hope to overcome at least moral death. Ключевые слова: современная русская литература; романы, повести и пьесы Ю.М.Полякова; тема смерти в художественной литературе; смерть и искусство; смерть физическая и смерть нравственная. Keywords: modern Russian literature; novels, stories and plays by Y.M. Polyakov; the theme of death in fiction; death and art; physical death and moral death.