![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В условиях нарастающей цифровизации сферы образования, важно знать особенности академической мотивации и смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), так как успешное обучение в дистанционном формате требует от студента больших психологических ресурсов, чем классический формат. Цель: выявить особенности академической мотивации и смысложизненных ориентаций у студентов очной формы обучения и студентов, обучающихся с применением ДОТ. Выборка: 698 человек – студенты Московского института психоанализа, среди них: 302 студента, обучающихся с применением ДОТ и 396 студентов очной формы обучения. Половой состав выборки в обеих группах был однородным: 89,3% женщин и 10,7% мужчин. В исследовании применялся квазиэкспериментальный метод, независимая переменная – форма обучения (2 уровня: очная и с применением ДОТ). Психодиагностические методики: Тест смысложизненных ориентаций и Краткая шкала академической мотивации. Анализ данных с применением Т-критерия Стьюдента для независимых выборок показал, что у студентов, обучающихся с применением ДОТ “Познавательная мотивация” и “Мотивация достижений” выше, чем у студентов очной формы, а показатели “Интроецированной мотивации” и “Экстернальной мотивации”, напротив – ниже. На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся с применением ДОТ, обладают большей внутренней мотивацией к обучению, выраженной автономией, возможностью выбирать обучение в соответствии со своими потребностями в познании, достижении и саморазвитии, а также более выраженными мотивами достижения. Студентами очной формы обучения, напротив, движет чувство долга по отношению к себе или значимым людям, учеба для них – это необходимость следовать социальным правилам и нормам, чтобы избежать возможных проблем в будущем, потребность в автономии у них фрустрирована больше, чем у студентов ДОТ. Несмотря на то, что показатели внутренней академической мотивация выше у студентов, обучающихся с применением ДОТ по смысложизненным ориентациям у обеих групп одинаково высокие показатели, что говорит об осмысленности, удовлетворенности и эмоциональной насыщенности жизни у студентов обеих групп. Полученные результаты обладают высокой практической значимостью и могут быть использованы как абитуриентами при выборе формы обучения, так и университетами при разработке образовательного трека. Ключевые слова: академическая мотивация, смысложизненные ориентации, студенты, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, очная форма обучения.