ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Доклад основан на полевых материалах автора, собранных в ходе экспедиций 2015-2016 гг. в греческие Дарнашские села (Δαρνακοχώρια): Эммануил-Папас (Εμμανουήλ Παπάς), Агио-Пневма (Άγιο Πνεύμα), Пентаполи (Πεντάπολη), Хрисо (Χρυσό) и Нео-Сули (Νέο Σούλι). Дарнашские села имеют преимущественно греческое население на фоне соседних сел региона, исторически в значительной степени заселенного другими этническими группами (болгары, влахи), что является основанием для создания нарративов, подтверждающих исконно греческое происхождение дарнаков. В легендах о происхождении Дарнашских сел фигурируют древние герои, с которыми связывают этимологию имени «дарнакас»: персидский царь Дарий, который основал в этом месте первую деревню, оставив воинов персидской армии на поселение; народ «дерронов», проживавших в древности на этой территории. Наиболее популярна версия происхождения самоназвания дарнаков от греческого диалектного δάρη ‘сейчас’. В Дарнашких селах были зафиксированы исторические нарративы, шутки и народные песни, в которых греческое население противопоставляется соседям-болгарам («Ο Γιάννης βουλγάρα αγάπησε»); местное население четко идентифицирует в диалектной речи славянизмы (κόσα и др.) и старается избегать их употребления, при этом славянизмом ошибочно могут считать исконное греческое слово (καλότκα). Записанные в ходе полевой работы рассказы о происхождении дарнаков, их самоназвания и местных топонимов имеют общую характерную особенность – они призваны доказать не просто греческое, но неславянское их происхождение, что является важнейшим признаком самоидентификации греческого населения Македонии.