![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Борис Гройс в своей книге «Философия заботы» рассуждает о необходимости человека, понятого в единстве его телесности и символичности, заботиться о себе: он отмечает принципиальную непродуктивность и незавершенность такого труда – и в то же время называет его важнейшим и необходимейшим, поскольку субъект заботы в этом случае занимает метапозицию в отношении социальной системы и тем самым обнаруживает свою власть над ней. Однако субъект и объект в случае практик заботы о себе в некотором смысле совпадают – и потому наряду с властью и силой субъект оказывается и в слабой, «профанной» позиции. В медицине такие трактовки заботы субъекта о себе связаны с трансформацией соотношения ролей между врачом и пациентом: например, через переход от патерналистской модели отношений к коллегиальной (по Р.Витчу). В образовании реализуется амбивалентность стратегий заботы о себе: с одной стороны, забота о себе (или – конкретнее – забота-о-себе) заявляется как личное дело субъекта заботы (через физическое, телесное), с другой стороны, забота о себе предполагает и заботу о других – и это применимо как в горизонтальной коммуникации (между учениками, студентами), так и в коммуникации вертикальной (учитель-ученик), особенно с учетом реализации миссии учителя/преподавателя как представителя одной из важнейших помогающих профессий. Философские традиции концептуализации заботы (и заботы о себе, в частности), учитывая эту амбивалентность общего и единичного, обращаются к осмыслению границ субъектности, этике должного и сущего, антропологии самости. М.Фуко говорит о феномене, возникшем довольно давно, называя его «культурой себя», – культурой, в которой были усилены и переоценены внутренние связи с самим собой и повышена значимость отношения к себе. В современной медицине этот феномен повышенного внимания к себе, граничащего с возможным эгоизмом, может быть интерпретирован как обесценивание экспертности врача или недоверие современным методам лечения; в образовании – как размывание границ между субъектами образования, снятием академических барьеров, ценностным конфликтом между поколениями. Философия призвана примирить публичное и приватное и сделать заботу о себе более рациональной практикой, которая станет реальным инструментом помощи для развития личности человека.