![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Научной мыслью давно признана схожесть путей развития европейской и русской театральных культур в XVIII веке. Период классицизма был скоротечен, но он заложил основу для создания профессионального театра и актерской школы. Классицистские идеи вскоре сменились идеями театральных просветителей — в Европе масштабные фигуры Лессинг и Дидро, а в России стабильным идеям “сумароковского” классицизма оппонировали новые взгляды, ярославского купца-театрала Ф. Г. Волкова. Фигура Волкова мало изучена в отечественных театроведении и в философской мысли. Тем не менее его роль просветителя, реализующего свои идеи в пространствах театрального искусства, значительна. В Ярославле Волков создал собственный любительский театр такого уровня, что слухи о нем дошли до императорского двора. Вдохновленный идеями Просвещения, Волков при организации своего театра имел в виду не простое развлечение, а создание общественно-полезного учреждения. В Петербурге и Москве в то время давались в основном итальянские или немецкие спектакли, разыгрываемые актерами-иностранцами. Спектаклей на русском языке практически не было. Для исправления этой ситуации и с целью развития аутентичного российского театрального искусства в январе 1752 г. указом императрицы Елизаветы Петровны труппа Волкова была вызвана ко двору. Так дело Волкова нашло свое продолжение и расцвело в Петербурге. При дворе он оставался верен своим демократическим взглядам. Волков сыграл серьезную роль в том, что в августе 1756 г. был учрежден первый русский профессиональный общедоступный театр. Российская эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век: возникают первые русские университеты, библиотеки и публичные музеи. Тем не менее, проект российского Просвещения отличен от западного тем, что либеральные идеи были встречены настороженно. Связанные с этим финансовые затруднения повлияли на то, что в статусе общедоступного театр просуществовал всего 3 года: в 1759 году театр вновь вернулся в статус придворного. Хотя попытка создать Общедоступный театр в Петербурге не удалась, тем не менее идея Просвещения о общедоступном театре в дальнейшем укоренилась в работах К. С. Станиславского и деятельности МХАТ, последователя идей Волкова.