![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Настоящий доклад посвящен исследованию мистериального пространства романа В.А. Шарова “Репетиции” (1992). Произведение описывает историю вымышленной мистической секты, которая образовалась на фоне русского раскола в XVII в. В романе встречается вполне традиционный, по Ю.М Лотману, метод построения сложного изложения - т.н. “текст в тексте”, который вводит в ход повествования дешифрованный текст рукописи, представляющий собой дневники основателя секты, французского комедиографа Жака Сертана. Из текста мы узнаем о непосредственной миссии секты - театральной реконструкции евангельских страстей Христовых с целью эскалации Второго пришествия Иисуса Христа и прерывания мировой истории. “Игровая эсхатология” Шарова (термин Т.В. Рыжкова) указывает на сценический характер всего происходящего. Эсхатология, таким образом, предстает в форме длительного ожидания-процесса (а не только финальной точки), где важны свои законы: место для репетиций, строгая иерархичность (иудеи/христиане), способ распределения ролей и т.п. Одной из особенностей секты является постоянный поиск новых рамок и правил для осуществления своей задачи. Весь успех мистерии, с точки зрения сертановцев, будет определяться их готовностью к трансформациям. Эти своеобразные “привязки” к изначальному сценарию, а также последующие отхождения от него мы будем именовать словом фрейм, поскольку в тексте они отражают конкретные социальные роли и культурные нормы для данной группы. Трансформация религиозных идей секты приведет к тому, что в советское время репетиции продолжатся, но в качестве обратного процесса - антирелигиозной пропаганды. Нам кажется интересным обсудить, как именно осуществлялась трансформация мистерии и какие аналогии с действительностью имеет роман писателя.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | с. 30 | Программа_III_Мироновские_чтения.pdf | 4,5 МБ | 8 апреля 2025 [ShchukinaMA] |