ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Нам близок подход к разделению труда как к одной из основных причин "обыденности". Сознание обыденно там, где оно не специализировано. Но более широкое внутреннее разделение труда – это такое разделение, «при котором особыми, разделенными процессами труда становятся постановка цели и ее реализация, более широкое уже потому, что отделение цели от реализации ее представляет собой отделение одного момента процесса труда от всех остальных». (В.А.Вазюлин) Но специализация, видение своей области деятельности как целого есть необходимые, но недостаточные условия «не-обыденности». "Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння" (Козьма Прутков). В смежных областях человек остается профаном и, более того, может не осознавать собственной профанности и/или ее причин. На наш взгляд, проблема будет уходить в «дурную бесконечность», если не рассмотреть целеполагание через призму субъект-объектных отношений. Человек, осознающий цели, есть субъект. Сознание в широком смысле есть расчлененное внутри себя единство знания и сознания. Знания процессов производства, их целей и средств – и сознания своей связи с другими людьми в процессе преобразования целого. Чем шире это осознание, тем шире «зона понимания». Обыденное сознание, выходя за пределы повседневной практики, теряет ориентиры целеполагания. Не видящий цели человек либо воспринимает себя объектом действия внешних, и чаще враждебных, сил, либо, напротив, ощущает гипертрофию собственной субъектности – и… объектность других. В обоих случаях обыденное сознание можно обозначить как «потерю субъектности». Не теряет ее лишь тот, кто осознает границы своей субъектности не как досадное недоразумение, а как сферу деятельности других людей, с которыми он соотносит себя не как субъекта или объекта воздействия (манипуляции), а как субъекта взаимной, общей деятельности. Сказанное выше может показаться поспешным футуристическим фантазированием, однако вспомним принцип коллаборации, получающий все большее распространение. Он лег в основу работы сообществ, в которых индивидуальная деятельность связана с непосредственным обменом ее результатами, а разделение и объединение труда есть непосредственно осознаваемое и добровольно принятое условие, а не навязанная необходимость.