![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Русской модернистской литературной традиции известны случаи самостоятельного использования буквы как лексического элемента в структуре художественного текста. Например, обозначение героев в романе Е. Замятина «Мы» буквами или буквенные цветообозначения В. Набокова в книге «Другие берега», форма и окраска букв и звуков в романе А. Белого «Петербург». В нашей работе мы предполагаем исследовать феномен буквы в эссе А.С. Есенина «Ключи Марии» и рассказе М.П. Шишкина «Урок каллиграфии», устанавливая вместе с тем общие эстетические основы художественно-мировоззренческих концепций поэта Серебряного века и писателя XXI века. В качестве основополагающих предпосылок для анализа мы выделяем следующие: 1) понимание буквы как микрокосма; 2) антропологическое восприятие буквы; 3) природа авторской образности; 4) онтологизация созидающей силы слова. Главный герой рассказа Шишкина «Урок каллиграфии» («Знамя», 1993, №1) - секретарь судебного заседания, в обязанности которого входит ведение протоколов. При этом он страстный каллиграф, для которого буквы, наделенные магическим смыслом, становятся источником сильных душевных переживаний. В теоретической работе «Ключи Марии» (1918) Есенин пишет о русском орнаменте и эмблематически толкует буквы. В «Ключах Марии» линии бытового орнамента отражают устремление духа. Орнамент наделен экзистенциальным смыслом, имеет космогенное значения. В ходе исследования мы приходим к заключению, что в основе лингвофилософских концепций поэта и прозаика лежит понимание языка как иного мира, в котором можно слушать гармонию сфер, постигать тайну вечности, создавать гармонию и не ощущать диссонансы мира действительного.