ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе рассматривается Гейневский вариант отречения от романтизма, который, как ни удивительно, во многом смыкается с "религиозным отречением" его консервативных оппонентов. При внешней противоположности лагерей, основу как религиозного, так и политического отречения от романтизма составляет усталость от романтической диалектики и предпочтение ей более простого и монолитного образа мыслей. На уровне истории циклическая, спиралевидная модель отвергается в пользу прогрессистской (вектор которой может быть как положительным, так и отрицательным); противоборствующие начала изолируются друг от друга, перестают смешиваться, тактическая оппозиция перерастает в тотальный антагонизм; между искусством и социальной жизнью устанавливается субординация (знак ее не важен, принципиально, что сферы эти связывает не аналогия, а отношение производности); искусство идеологизируется, в одном случае его видят проводником религиозно-нравственных принципов, в другом – общественно-политических идей; гармония трактуется не как перевод конфликта в игровую форму, но как снятие конфликта; в повествовании на смену диалогическому процессуальному высказыванию приходит отточенный монолитный афоризм. Все эти тенденции наглядно проявились в «Романтической школе» и все они ведут от романтических экспериментов назад к Просвещению.