ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе предпринята попытка анализа внешнеполитической практики Китая за последние четверть века, основным инструментом которой стала дипломатия партнерских отношений. Столкнувшись с международной изоляцией западных стран, вызванной «событиями 4 июня» 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, Китай прибег к традиционной форме «установления отношений», основанных не на международных нормах, а на принципах доверия и соответствия своим коренным интересам. Используя количественные и качественные методы, автор установил, что за период с 1993 г. по 2015 г. Китай вступил в стратегические партнерские отношения с 80 странами 5 макро-регионов мира, которые подразделены на три типа (глобальные, стратегические и обычные). Со странами (48) и региональными объединения (2) Евразии заключено самое большое число соглашений. Развитием стратегических партнерских отношений стало разделение стран-партнеров на узловые, поддерживающие коренные интересы КНР, и опорные, используемые Китаем для расширения своих внешнеполитических ресурсов. За исследуемый период дипломатия партнерских отношений Китая прошла в своем развитии три этапа: стратегического поиска (1993-2003), когда определялись индивидуальные формы сотрудничества с каждой страной, стратегического развития (2004-2012), который характеризуется полным использованием Китаем своих «стратегических возможностей» по стремительному экономическому росту и превращению в глобальную державу, и стратегического совершенствования (2013-наст.время) – перенос внимания своей дипломатии с экономических на развитие политических отношений и акцентирование стран-партнеров на общих интересах, взаимной выгоде и взаимном развитии. Главным критерием отношения Китая к стране-партнеру выступает степень его поддержки коренных национальных интересов КНР, к которым в первую очередь относятся проблемы единства и территориальной целостности страны: КНР – единственный представитель Китая на международной арене, а Тайвань – часть Китая; вопросы, связанные с Тибетом и Синьцзяном, рассматриваются как внутренние проблемы Китая, в которые не должны вмешиваться другие страны и организации. От степени дипломатической поддержки (существует три уровня) этих интересов Китай теперь будет 1 оказывать своему партнеру адекватную экономическую и политическую помощь и выстраивать отношения на будущее.