ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Поиск конструктов, адекватных типу сложности системной организации изучаемого объекта, в том числе и социального, является одной из центральных методологических задач, решение которой создает условия для дальнейшей внутри дисциплинарной познавательной деятельности. Для поиска решения данной задачи по отношению, в частности и к социальным объектам представляет интерес методологический подход, развиваемый в отечественном направлении – концептуальный анализ и концептуальное проектирование. (Никаноров С.П. Введение в аппарат ступеней и его применение. Серия «Концептуальный анализ и проектирование». Математический аппарат, М., 2010, 185 с. // Персональный сайт С.П. Никанорова. Режим доступа: http://www.spnikanorov.ru/?to=books (дата обращения: 27.10.2014).; Кононенко А.А., Кучкаров З.А., Никаноров С.И, Никитина Н.К. Технология концептуального проектирования / Под ред. С.П. Никанорова. М., 2004.) Познавательно-технологическое «ноу-хау» этого направления связано с построением понятийных моделей, в основе которых лежат конструкты из теории множеств Н.Бурбаки. Под инструментальной концептуализацией понимается построение сложных понятийных моделей со структурно взаимосвязанными отношениями между их отдельными элементами, в которых единицами рассмотрения выступают связанные понятийные целостности, полученные на основе интерпретации свойств множеств, и называемые концептуальными моделями или схемами. Построение и применение концептуальных моделей актуально как для разработки программы социологического исследования, так и для уточнения теоретических концепций в качестве их структурообразующего каркаса.