ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В условиях развития информационного общества, сопровождающегося переменами во всех областях жизнедеятельности, индивид оказался в нестабильном мире «текучей современности» делающих неоднозначными и нестабильными мотивационные и когнитивные факторы формирования устойчивой идентичности. Все чаще и громче звучат слова о кризисе идентичности, но понимать идентичность сквозь призму перманентного кризиса контрпродуктивно, хотя можно противопоставить пониманию идентичности как статического образования статике динамическую модель как некоторую «точку сборки», момент динамической устойчивости и гармонии с собой в условиях текучей современности. Тогда идентичность следует понимать не как нечто неизменное и навсегда зафиксированное, а как некий процесс постоянного формирования, на который оказывает влияние широкий спектр социокультурных и индивидуальных факторов. Идентичность не может не меняться в изменчивом мире, конечно если не говорить о крайних проявлениях ригидности и размывания идентификации, которые скорее представляют некую патологию, чем норму. Человек ощущает идентичность, переживая ее личностно, внутренне определяя свое место, и решая самый важный вопрос своего существования в мире, отношения к нему, устанавливая границы «Я» и «не-Я». Еще несколько десятков лет назад социальные реалии фактически не предлагали возможности перемен образа жизни, не было неограниченного доступа к информации, а несколько сотен лет назад проблемы поиска и обретения идентичности вообще не существовало. Все радикально изменило технологическое развитие, связанное с наступлением информационного общества, предложившего качественно новый уровень возможностей и вариантов идентификации, причем последние постоянно меняются, что делает само понимание идентичности как некой фиксированной данности неприемлемым. В современных условиях идентичность следует понимать как переживаемую субъектом «точку сборки», в которой человек находит некий баланс сосуществования с внешним миром. Идентичность – это не вещь, которая где-то лежит, которая может быть однозначно измерена, прочно зафиксирована, четко очерчена, верно определена и правильно установлена. Идентичность, прежде всего и всегда, это специфическое феноменологическое переживание единства «Я» и «не-Я», обретаемое индивидом в процессе самоидентификации. Если максимально обобщить, то под идентичностью понимается ощущение себя как некого единства, проистекающего из того или иного специфического источника – из принадлежности некоторой общности, этносу, культуре, природе, полу или поколению, из переживаний потребностей организма, из определенной структуры витальных влечений, рациональных целеполаганий и когнитивных способностей, верований и т.д. Идентичность - это те знания, представления и переживания, которые задают основу самотождественности, о которых, сопоставив с собой, человек может сказать «я это – Я». Идентичность – это феноменологически переживаемая субъектом тождественность самому себе в культурно-историческом хронотопе, осознано/бессознательно, рефлексивно/интуитивно воспринимаемая им как чувство принадлежности/непринадлежности к общностям, контролируемости/неконтролируемости ситуаций, включенности/ невключенности в процессы, предсказуемости/ непредсказуемости событий, разделенности/неразделенности отношений, способности/неспособности к договорености, и, в конечном счете, осмысленности/неосмысленности личного существования в качестве субьекта/объекта деятельности.