ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В оптике культурно-генетической парадигмы ментализация понимается в качестве системной и структурно организованной метакогнитивной способности создавать когнитивные представления о психических состояниях самого себя и других людей и испытывать непосредственный эмоциональный резонанс с ними. Это форма социального познания позволяет воспринимать и интерпретировать человеческое поведение как детерминированное не только внешними, материальными причинами, но и как опосредованное психическими состояниями, мотивами, смыслами и ценностями, иными словами – человеческой субъективностью. Ментализация как высшая психическая функция возникает вначале в своей интер-субъективной форме, как первичная форма символизации, разделенная между матерью и ребенком, в процессе интериоризации «свертывающаяся» до эмоционально окрашенного психического представления, сохраняющего внутри себя структуру межличностного диалога. При пограничной и нарциссической организации личности обнаруживаются «дефициты» ментализации, за которыми стоят разные психологические механизмы. За снижением уровня ментализации до буквальности, конкретности, когнитивной простоты, препятствующих пониманию сложности и неоднозначности психического мира Другого (как собственного, так и других людей), стоят нарушения операционального компонента мышления, что порождает наглядно-ситуативные и стереотипные оценки, снижение рефлексивности и эмпатии. Псевдоментализация отсылает к нарушению мотивационно-личностного компонента деятельности, к уязвимости познавательных процессов к влиянию первичных влечений, фантазий, недифференцированности репрезентаций Другого от собственных эгоцентрических желаний и ожиданий. Неспособность создавать интегрированные ментализации ограничивает их функционирование в качестве символических культурных орудий произвольной саморегуляции интенсивных эмоций и значимых межличностных отношений. Для обоих видов дефицита ментализации характерны когнитивная и эмоциональная недостаточность, регресс психического функционирования, не опосредованные ментализационными процессами импульсивные действия. Дефекты ментализации рассматриваются в качестве предиктора и хронификатора ауто- и гетеродеструктивного поведения, манипулятивного отношения к себе и Другому, насильственного по своей мотивации, психологическим последствиям.