ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Для раскрытия темы в докладе будут выделены несколько аспектов. В основе национально-культурной идентичности лежит культурно-историческая память, которая содержит достаточные основания для воспитания человека. Однако, для современной системы образования стоит задача выработки технологий трансляции содержания национально-культурного наследия. Представляется важным приобщение обучающихся именно к аутентичным формам национальной культуры, без трансформации их содержания или упрощения с целью популяризации. Решение этой задачи возможно в контексте тенденции гуманитаризации образования. Компетентностная модель образования, закрепленная в действующих образовательных стандартах, потенциально создает возможности отрыва знаний от компетенций (опасность беззнаниевой формы компетенций). Переход от знаниевой к компетентностной парадигме сохраняет стремление научить алгоритму, но теперь уже не «алгоритму знания» - научить применению готовых знаний, а «алгоритму действия» - научить реагированию в меняющихся ситуациях, базирующемуся не столько на прежнем опыте культуры, сколько на индивидуальном понимании и личном опыте. Современное образование апеллирует не только к относительности знания, но и к относительности ценностей. В условиях открытого образовательного пространства разнообразные ценностные установки существуют как вне системы образования, так и внутри ее, их соотношение нуждается в прояснении и определении форматов их включенности в образовательный процесс. Чрезвычайно актуальны противоречия между требованиями и установками системы образования, с одной стороны, и, с другой стороны, ценностными установками, транслируемыми через иные социальные институты. Национально-культурная идентичность формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью. Задача образования представить основания для свободного и сознательного выбора, не вынудить к внешним формам согласия с ценностными национально-культурными установками, а создать условия для того, чтобы ценности стали функциональными, то есть используемыми людьми в повседневной жизни. В.О.Ключевский: «твердость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» . Определение своего места в социокультурном пространстве будет основанием для деятельности, если оно осуществлено на основе свободной ориентации в окружающем мире, и кроме знаний, связано с эмоциональной сферой и реализовано непосредственно через деятельность. В системе образования важен учет эмоциональной наполненности процессов осознания самобытности и самоидентификции, деятельностная ориентация образовательного процесса. В системе образования должно присутствовать понимание уровневости идентичности, решаться педагогическая задача «вписывания» локальной национально-культурной идентичности в общероссийский контекст. Формула «единство многообразия» заложена в Стратегию национальной политики до 2025 года, однако ее практическое воплощение в системе образования требует государственной поддержки «образовательной мобилизации» культурного потенциала регионов. Идентичность включает в себя идею тождества, постоянства, и одновременно непрерывного поддержания, динамики. Идентичность есть актуальное чувство и состояние, текущее переживание в определенные моменты жизни. Реализация в нашей стране концепции непрерывного образования должна включать задачи формирования и поддержания национально-культурной идентичности для граждан разного возраста. В течение жизни в условиях высокой динамики общественных отношений актуальна задача преодоления конфликтов между имеющимся содержанием идентичности и актуально складывающейся общественно-политической ситуацией. В связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, в том числе в силу миграционных процессов, возможна потеря идентичности, кризис идентичности может принимать массовый характер («потерянные поколения», «потерянные этносы»). Существует необходимость подготовки специалистов для различных уровней образования и учреждений дополнительного образования, способных вести курсы и внеучебную работу на базе качественных знаний о культурных ценностях и национальных традициях народов России, умело сочетать приобщение учащихся к локальным традициям с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям. В системе образования востребованы специалисты, способные использовать двуязычие и многоязычие как механизм сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества. Уровень подготовки таких специалистов, в том числе обеспеченный через систему повышения квалификации, должен быть адекватен современному уровню развития социо-гуманитарного знания. Практика реформ системы образования в РФ существенно опережает достижение общественного согласия в понимании тактических и стратегических целей образования, в том числе о роли образования в формировании и поддержании национально-культурной идентичности. Дискуссии в большей степени связаны с различием позиций относительно методов изменения образовательной практики, конкретных инициатив государств, педагогов, отдельных граждан. Однако целевая компонента реформ представляется более важной, нуждающейся в комплексной рефлексии, в том числе с позиций представлений о национально-культурной размерности образования.