ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе профессора В.М.Толмачева анализировались различные аспекты итальянизма в "Образах Италии" (1-е изд. 1911-1912, 4-е изд. 1924), самом известном 3-томном сочинении П.П.Муратова, одной из ярких фигур русского серебряного века. Докладчик проанализировал семантику названия применительно к разным ликам автора (от созерцателя до представителя "искусства жизни"), характер историцизма (итальянизм как бесконечная метаморфоза), трактовке Ренессанса и его границ, артистического содержания, ключевых фигур. В.М.Толмачев специально остановился на разных элементах описания итальянизма у Муратова (от романтической историографии до символистской модернизации прошлого и формально-стилистической критики в традиции Б.Беренсона), а также подчеркнутой нерелигиозности авторского видения доминант Ренессанса. В то же время, отрицая религиозность ренессансных гениев в одном, Муратов как символист создает вместе с тем образ двойной религиозности Ренессанса, заимствуя такой подход у прерафаэлитов, с одной стороны, и у Ницше, с другой. Главная характеристика подобной религиозности как феномена культуры: бесконечность взаимопереходов природы и человека творчества ("вечный Ренессанс"); синтез плоти и духа (anima naturaliter christiana). Отсюда особенности муратовской трактовки "народности" культуры, "античного", "классического", "романтизма", творчества Джотто, П. делла Франческа, Леонардо.