ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Свою идеологическую концепцию У.Чавес развивал непрерывно. 1990-е годы ознаменовались для многих не только «концом истории», но «концом идеологии». Тогда всему миру, в том числе и нашей стране, упорно навязывалась деидеологизация. Понятно, что она была выгодна так называемым «победителям» в «холодной войне», которые бережно хранили свою имперскую идеологию «Pax Americana». Латинской Америке, с конца 1980-х гг. они навязывали «Вашингтонский консенсус» - своеобразный манифест неоконсерватизма. У.Чавес чётко осознавал, что оставить страну без идеологии – всё равно, что пустить корабль в бушующем океане «без руля и ветрил». В 1991 году он начал писать первую теоретическую работу – «Синюю книгу» в ней в результате анализа социально-экономических и политических процессов У.Чавес пришёл к выводу, что Венесуэла не в состоянии двигаться в будущее, не имея национальной идеи. Но, чтобы уверенно идти вперёд, считал он, необходимо опереться на национальную почву, обратиться к «корням» национального самосознания, формировавшегося с Войны за независимость. Первая мысль, которая возникает при анализе идейных взглядов Уго Чавеса, это то, что он сумел уловить и аккумулировать в формировавшейся им концепции и практической деятельности ключевые смыслы «кода» прогресса человеческой цивилизации. Их принёс в общественную жизнь турбулентный ХХ век, отмеченный великими социальными революциями и мировыми войнами, распадом старых колониальных империй, возникновением и крушением биполярного мира, глобализацией и альтерглобализмом, углублением пропасти между ядром («золотым миллиардом») и маргинальной «периферией» мировой системы. Парадоксальным образом яркая «красная» звезда У.Чавеса начала своё восхождение именно в тот момент, когда в другой части света потерпел поражение европейский «реальный» социализм и американский официозный философ Френсис Фукуяма объявил о конце истории.Поиск современной идеологии вёлся У.Чавесом постоянно и после прихода к власти в феврале 1999 г. «Выиграв выборы, мы сделали шаг к тому, чтобы начать революционный процесс», - отмечал он.На рубеже ХХ–ХХI веков в Латинской Америке после крушения «советского блока» и «евросоветской» модели социализма наиболее ярко проявилась трансфигурация освободительного движения. Произошло обретение им новых форм; слияние различных течений левого и национально-освободительного движения. В борьбе против засилья местных олигархических кланов, а также против доминирования американского империализма и транснациональных корпораций стали сближаться, а порой сливаться в едином мощном потоке различные фракции коммунистического и социалистического движения, левых радикалов, левых хустисиалистов, сторонники теологии освобождения и левых группировок католической и протестантской церквей, профсоюзные и крестьянские организации, левые националисты, различные организации гражданского общества. В лоне этого альтерглобалистского, антиимпериалистического движения стали пробиваться ростки «нового социализма». У.Чавес был одним из первых, кто увидел зарождение этого «нового социализма» ХХI века и попытался дать ему теоретическое обоснование. Важный шаг к идеологическому позиционированию целей революционных преобразований в стране был предпринят Чавесом в марте 2005 г., когда он впервые в своём публичном выступлении призвал к строительству «нового социализма, социализма XXI века». В 2007 – 2008 годах У.Чавес работал над важным идеологическим документом созданной тогда Единой социалистической партии Венесуэлы – «Красной книгой». В 2012 году была обнародована разработанная при его активном участии предвыборная «Программа Родины на 2013-2019 гг.», содержащая план социалистической индустриализации Венесуэлы. В упомянутых выше документах нашли своё наиболее полное воплощение концептуальные взгляды У.Чавеса. Их воплощение в жизнь станет лучшим памятником выдающемуся сыну Венесуэлы и Латинской Америки.