ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Благодаря трудам выдающихся деятелей искусства и исследователей-гуманитариев Русский Север обладает яркими историческими, этнокультурными и фольклорными образами, многие из которых получили национальное «звучание». Среди них хранители «старой веры» (протопоп Аввакум), безвестные народные зодчие и иконописцы, хранители фольклорных традиций — былинные певцы и сказители, вольнолюбивые новгородские ушкуйники (Василий Буслаев), твёрдые духом поморы и мужественные землепроходцы [Бернштам, Чистов 1992]. Что такое ментальная карта? Ментальная карта региона представляет собой систему локализованных пространственных образов. Ментальные карты называют также когнитивными картами, «мысленными» изображениями, картоидами [Родоман 2007]. Картографические репрезентации региона имеют ценность не только для географии, но и для гуманитарных наук, поскольку они позволяют понять роль пространства в возникновении, функционировании и поддержании региональной культуры. Относительно «классических» географических карт ментальные карты «заточены» на репрезентацию пространства. Методика составления ментальной карты региона. Методика предполагает выявление наиболее ярких художественных (живописных, фотографических, литературных) репрезентаций региона, систематизацию комплексных характеристик региона и их картографическую локализацию. Методика состоит из нескольких этапов. Результат каждого из этапов может быть представлен в виде отдельной картографической репрезентации или текста. 1. Создание вводного листа, на котором приводится 2-3 поэтических или прозаических текста и несколько картин и фотографий, наиболее ярко представляющих образ региона. Это позволяет «вытянуть» у зрителя наиболее распространенные визуальные образы региона и настроить его на восприятие ментальной карты. 2. Анализ и систематизация материалов гуманитарных исследований региона. 3. На основе материалов гуманитарных исследований региона выявление комплексных географических характеристик (возможно составление образной схемы региона). 4. Разработка регионального ономастикона, который включает важнейшие места, исторические события, наиболее значимые региональные акторы и региональные сообщества. Сам по себе ономастикон, выстроенный в алфавитном порядке, представляет собой важное дополнение ментальной карты. 5. Локализация регионального ономастикона. Создание обзорной карты региона, на которой показываются все места, описанные в региональном ономастиконе. 6. Иерархизация регионального ономастикона. Экспертное выделение важнейших мест, наиболее значимых исторических событий в регионе, наиболее значимых региональных акторов / выявление «гения (гениев) региона» с их последующим масштабированием на карте. 7. Создание / подбор репрезентационных иконок для основного листа карты. При этом возможно использование следующих типов репрезентаций: архитектурной (иконки известных архитектурных сооружений), скульптурной (иконки скульптур наиболее известных личностей — региональных акторов), портретной (уменьшенные портреты региональных акторов), репрезентаций-рисунков, отражающих этнокультурные особенности регионального сообщества, особенности хозяйства и природы. 8. Создание основного листа ментальной карты. 9. Подбор портретных репрезентаций наиболее значимых региональных акторов для использования их на полях ментальной карты. 10. Создание полей ментальной карты. Материалы гуманитарных исследований для разработки ментальной карты Русского Севера. Роль гуманитарных исследований и разработок трудно переоценить. При этом не так значима профессиональная ориентация исследователя. Важна рефлексивная позиция относительно региона в целом, стремление понять его сущностные черты. В результате анализа гуманитарных исследований региона удалось выявить его наиболее типичные комплексные географические характеристики [Митин 2004, Калуцков, 2008]. На их основе можно создать образную схему региона, большую часть характеристик «перевести» в конкретные статьи регионального ономастикона и использовать при составлении ментальной карты. 1. Удалённость, окраинное положение. Эта характеристика относится к одной из важнейших [Березович 2000; Колесников 1976; Ополовников 1977]. Многие другие критерии прямо или косвенно связаны с окраинностью Севера, удалённостью от столиц. К ним относятся отсутствие крепостного права, слабая освоенность, важная роль природы, исключительная роль традиционной народной культуры и другие. 2. Отсутствие крепостного права, отсутствие помещичьих землевладений [Богословский 1909; Ополовников 1977; Русский Север 2001]. Периферийность местоположения Русского Севера относительно московского центра, вероятно, стала важнейшей причиной его «освобождения» от новгородского боярского землевладения в конце XV века и переводе подавляющей части северных крестьян в государственные. Это позволило сохранить у северян новгородский дух свободолюбия, достоинства, инициативы. Среди других характеристик региона — развитое местное самоуправление [Богословский 1909], высокий уровень грамотности северян [Русский Север 2001]. 3. Большинство исследователей отмечают суровые природные условия и важную роль природы в хозяйственной жизни региона. Историк П.А. Колесников использует для этого географический показатель — состав природных зон Русского Севера (тайга, лесотундра, тундра). А.В. Ружников обращает внимание на важную роль рек в жизни северян [Колесников 1976; Ружников 1996]. 4. Севернорусский жилищный комплекс, народное деревянное зодчество наиболее часто встречаются среди характеристик севернорусского культурного ландшафта [Ополовников 1977; Путилов, Чистов 1973; Ружников 1996; Калуцков 2008]. Северный дом-корабль, с конем на охлупне и с узорчатыми полотенцами на фронтоне, а также «построенный без единого гвоздя» шатровый храм — вот образы, задающие визуальный ряд Русского Севера. 5. Слабая освоенность территории и комплексный тип самого крестьянского хозяйства, сочетающего сельскохозяйственную и промысловую деятельность — вот наиболее заметные хозяйственные характеристики региона. Е.Л. Березович обращает внимание на цикличность в освоении территории, связанную с территориальной экстенсивностью и экологичностью севернорусского крестьянского хозяйства, учитывающего неустойчивость северной природы [Березович 2000]. 6. Регион сохраняет в себе черты полиэтничности при ведущей роли севернорусской традиционной культуры [Русский Север 2001]. 7. Окающие говоры и «поющие» (цокающие) севернорусские диалекты — отличительные языковые черты региона, зафиксированные в многочисленных трудах диалектологов и лингвистов. При этом финно-угорские следы активно сохраняются не только в разговорном языке, но и в топонимии (особенно в гидронимии) региона. 8. Среди характеристик духовной культуры Русского Севера — старообрядчество, ещё в недавнем прошлом широко распространённое по всей территории. Удалённость, огромные расстояния и контакт с языческими финно-угорскими этносами привели к формированию специфической формы православия — народного православия [Калуцков, Иванова, Давыдова и др. 1998]. Оно проявляется в широком распространении часовен, обетных крестов, природных святых мест — источников, рощ, деревьев и даже камней.