ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Известно, что полученный в прошлом когнитивный опыт способен усиливать формирование новой памяти у человека и животных. Цель данной работы - проверить предположение о том, что усиливающее влияние прошлого опыта на формирование новой памяти происходит только, если эти события вовлекают одни и те же популяции нейронов головного мозга. Для проверки было необходимо определить и охарактеризовать условия, в которых слабая память усиливается под влиянием прошлого опыта. Для этого была разработана поведенческая методика слабого обучения мышей условно-рефлекторному замиранию на звуковой сигнал, заключающаяся в кратком предъявлении сигнала в сочетании со слабым электрокожным раздражением. Такая методика обучения была использована в двух моделях усиления слабой памяти: праймирование слабой памяти о сигнале предварительным предъявлением сигнала и кумулятивное слабое обучение на условный сигнал. Задача работы - в этих моделях исследовать условия, необходимые для проявления эффекта усиления слабой памяти предварительным когнитивным опытом. Было показано, что предварительное предъявление звукового сигнала не оказывают потенцирующего действия на слабую память об условном сигнале у мышей. Однако эффект усиления слабой памяти был обнаружен при кумулятивном обучении: слабое обучение, само по себе не вызывающее формирования долговременной памяти, проявляющейся в поведении, может быть усилено в том случае, если провести его повторно. Было обнаружено, что формирование долговременной памяти об условном сигнале происходит успешно, если два слабых обучения разделены интервалом более 30 мин, но не происходит, если интервал между обучениями составляет 5 мин. Усиление слабой памяти при кумулятивном обучении происходит в том случае, если второе обучение отделено от первого временным промежутком, достаточным для формирования латентной памяти о первом. Такая латентная память может сохраняться и быть усилена повторным слабым обучением даже через 30 дней после формирования. Усиление памяти при кумулятивном обучении являлось контекст-зависимым: оно проявлялось в полной мере, если повторные сессии обучения проводили в одной обстановке, и было существенно ослаблено, если сессии обучения проводили в разных обстановках. Полученные данные дают основание предполагать, что слабое обучение условно-рефлекторному замиранию вызывает долговременные пластические перестройки в мозге мышей, которые могут быть усилены и привести к поведенческому проявлению памяти только при повторном слабом обучении. В дальнейшем будет проведена проверка огипотезы данного исследования путем оценки перекрытия популяций нейронов у мышей репортерной Cre-линии, у которых экспрессией флуоресцентного белка будут помечены нейроны, вовлекшиеся в первое слабое обучение, а активные во втором обучении клетки будут помечены с помощью на нативный белок с-Fos. Работа поддержана грантом РФФИ #16-34-01140