ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В докладе рассматривается роль женщин в разработке принципов работы современных компьютеров. Ада Лавлейс – первая программистка в истории, известный математик, и, кстати, счастливая супруга и мать. Ее работы в области программирования непосредственно затронули проблемы компьютерного творчества, соотношения вычислительной математики, техники и искусства. А.Лавлейс является основательницей алгебраического подхода к искусственному интеллекту. Аргумент Ады Лавлейс — по поводу компьютерного творчества — является противоречивым. Он в явной форме был сформулирован при описании аналитической машины Ч.Бэббиджа. Благодаря примечанию к этому описанию, Ада Лавлейс по праву считается первой в мире программисткой, так как впервые в истории культуры, в 1842 году, она представила научному сообществу «листинг» программы. Программа А.Лавлейс посредством цикла вычисляла числа Бернулли и использовала не «двадцать тысяч перфокарт», как отмечает А.Лавлейс, на которых последовательно фиксировались бы результаты рекуррентных вычислений, а всего три перфокарты, которые отвечали за хранение в «оперативной памяти» аналитической машины начала цикла, шага и условия завершения. Знаменитый «цикл» А.Лавлейс так и не был реализован: машина Бэббиджа заработала лишь в начале ХХ века исключительно в роли музейного экспоната. Особый интерес для нас представляет то, что А.Лавлейс впервые предположила, что вычислительную машину можно использовать для работы с нечисловыми объектами. Она пишет: «легко вообразить, что операционный механизм машины может работать с иными объектами, кроме чисел. Главное, чтобы абстрактные операции, которые применяются к абстрактным объектам той или иной науки, имели отображение в системе операций работы машины…». И далее, ключевое утверждение, благодаря которому аргумент Ады Лавлейс считается аргументом «компьютерного творчества»: «Например, легко предположить, что инструкции и механизмы машины приспосабливаются к воспроизведению звуков в соответствии с фундаментальными закономерностями, которые изучаются в науке о гармонии и музыкальной композиции. Благодаря этому машина становится способной создавать сложные и теоретически обоснованные музыкальные опусы любой степени сложности и на любой вкус». Таким образом, Ада Лавлейс является автором алгебраической парадигмы построения интеллектуальных компьютерных систем, в соответствии с которой семантика языка программирования задается средствами универсальных алгебр и, более полно, средствами алгебраических систем. Базовые множества, операции и отношения алгебраической системы получают содержательную интерпретацию в прикладной области самого различного применения, будь то робототехника с недоопределенными закономерностями физических манипуляций или, скажем, сфера поэтического творчества. Отметим, что алгебраическая парадигма, наряду с логической, образуют фундамент современной инженерии знаний. Поэтому очевидно и величие роли, которую играют труды Ады Лавлейс в развитии современного искусственного интеллекта. Если явно они и не упоминаются, то имплицитно включены в идеи основателей современной, электронной версии попыток создания разумных машин. Что касается компьютерного творчества, то вроде бы все замечательно: вычислительная машина способна сочинять высокохудожественные произведения, стоит только придумать соответствующую программу. Однако, это не так. В самом последнем примечании к работе о машине Бэббиджа (примечание G) Ада Лавлейс отказывается от излишнего оптимизма. Вначале она делает внушительное вступление по поводу скептической оценки технических новаций: «Желательно оберегать себя от преувеличения возможностей аналитической машины. Ведь часто при возникновении нового, во-первых, переоценивается то, что представляется интересным и замечательным, и, во-вторых, своеобразной естественной реакцией является недооценка истинного положения дел, когда новые понятия превосходят те, которые ранее уже выдерживали критику». Далее, основное положение негативной части аргумента Ады Лавлейс: «Аналитическая машина не притязает на создание чего-то нового. Она только делает то, что мы знаем, как это она способна выполнить. Машина способна анализировать, однако от нее нельзя ожидать формирования нового аналитического отношения или установления новой аналитической истины. Она помогает нам наглядно представить то, с чем мы уже знакомы». В суждениях А.Лавлейс усматривается достаточно сильный удар по представителям так называемых «творческих» профессий: музыкантов, литераторов, художников и др. Ведь за изящным антуражем может стоять творческое бессилие автора «шедевра». Возможно, Ада мстит своему отцу, лорду Байрону, который один раз в жизни видел свою единственную законорожденую дочь. Хотя великого поэта вряд ли можно обвинить в отсутствии креативности. В честь Ады Лавлейс назван язык программирования ADA. Идеи Грейс Хоппер, от идей Ады Лавлейс разделяет век. Американская учёная и контр-адмирал флота США, программистка гарвардского компьютера Марк I, впервые предложила идею машинонезависимого языка программирования и разработала первый компилятор. В языке COBOL (стандартизован в 1959 г. на конференции по языкам систем обработки данных) была заключена хопперовская идея о том, что программы лучше писать на языке, который ближе к естественному языку (для американки, понятно, это был английский язык), нежели на языке, который ближе к машинному коду. Таким образом, благодаря Аде Лавлейс все современные компьютеры используют принципы работы последовательной машины Бэббиджа, а благодаря Грейс Хоппер программисты всего мира пишут программы на английском языке. Про роль отечественных женщин в развитии компьютерных принципов докладчики ничего определенного сказать не могут. Хотя могли бы быть иные версии развития компьютерного мира. Если, скажем, отсчет современных компьютеров вести от параллельной машины С.Н.Корсакова (1832 г.) и не было бы препятствий женщинам на пути в науку: вспомним нападки со стороны светских и религиозных властей, когда в 1860-е годы И.М.Сеченов впервые в истории нашей страны ввел женщину в научную лабораторию.