ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Рассматриваются две концепции истории философии в России: «Разноликость и единство русской философии» М.А. Маслина (2017) и «Русская философия. Подходы и прозрения» В. Гердта (Russische Philosophie. Zugänge und Durchblicke,1984). В начале ХХI века Гердт, отмечая то, что история философии является неразрывной составной частью ее пути в будущее, утверждает, что при этом русская философия сегодня «должна привлекаться к общему процессу мысли человечества» и, что она «является серьезным партнером» в философском дискурсе. Гердт также указывает на то ,что «по-прежнему остается дискуссионной глубочайшей и врядли измеримой проблемой русской философии»: «единство с сохранением индивидуальности». Поиск ответов на эти вопросы представляет труд М.А. Маслина, призванный показать значение и присутствие русской философии за рубежом и дать ей в «качестве предельно общих определений своеобразия» сущностное ее определение, как «разноликость в единстве». Основной аргумент Маслина в проведении этих положений состоит в том, что русскую философию нельзя определить через выявление ее особенностей или же через сведение ее к единому смыслообразующему основанию. Утверждениям о своеобразии русской философии Маслин противопоставляет противоположные суждения и примеры. Напрашивающийся вывод: «своеобразия нет» и не существует самостоятельной ни на что не похожей русской самобытной философии, поскольку ее предмет и постановки вопросов являются универсальными, дополняется положением о способах их решения, которые национальны и своеобразны, со ссылкой на Б.П.Вышеславцева «Вечное в русской философии» (1955). В концепции В. Гердта дается структурно-динамическая схема русской философии, определяющаяся как «мышление единства и многообразие», и идеальный принцип ее формы - «открытость». Представляя специфику русской философии, ее «положения» и «протекание», Гердт утверждает, что исходным пунктом ее зарождения является «многообразие основания», которое «означает, что русские мыслители подходят к общему комплексу, к полотну своего времени с определенными и соответственно особенными вопросами». Констатируется, что в определении сущностной характеристики русской философии через многоликое единство у М.А. Маслина нет новизны, но есть своеобразие, и в современном осмыслении и восприятии русской философии ему удается закрепить этот термин за собой, что само по себе уже является достижением, вошедшим в словари по истории русской философии.