ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Современной общемировой тенденцией является создание общедоступных и массовых курсов, а также внедрение интерактивных и дистанционных учебных систем. Такой подход имеет ряд преимуществ, как, например, доступность (дистанционное образование и удобное для всех время), универсальность (вне зависимости от узкой специализации человек имеет возможность получить знания), финансирование (больше слушателей – больше денег) и «обратная связь» (корректировка учебного процесса в зависимости от пожеланий, требований и количества учащихся). Вместе с тем, при создании и реализации таких курсов возникает множество проблем. Одной из первых является проблема привлечь и заинтересовать студентов. Здесь, обычно, используют административные методы (необходимо и обязательно прослушать курс, "собрать" определенное количество прослушанных курсов и зачетов) и более ориентированные на "потребителя" подходы: легкость, доступность и "приятность" курса (красивые картинки, симпатичный преподаватель, удобное время, простой и несложный материал, легкость сдачи зачета или экзамен). При использовании обоих подходов эффективность и значимость таких курсов стремится к нулю. Курс должен быть интересным и актуальным, а приобретенные знания и навыки – востребованы и полезны как в профессиональной, так и в социальной и духовной сферах. Другими проблемами массовых дистанционных курсов являются отсутствие непосредственного контроля за студентами, проблема коммуникации и качественная оценка знаний обучающихся. Необходимо подчеркнуть, что часто практикуемая в различных "он-лайн" курсах обязательная очная оценка знаний студента противоречит принципу дистанционного образования. Для решения этих проблем в последнее время предлагают активно использовать социальные сети. Однако, здесь возникает проблема защиты интеллектуальной собственности, поэтому только наличие специализированных университетских порталов, имеющих сертификат доступа к курсу может быть использовано. Вместе с тем, это существенно снижает возможность внедрения курса ввиду необходимости привлечения дополнительных материальных и технических ресурсов, и обязательной согласованной и доброжелательной взаимной работы специалистов разных уровней и специальностей. Решение выше обозначенных проблем позволит существенно увеличить количество и улучшить качество и доступность уникальных лекционных и даже практических курсов.