ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Изучение высших когнитивных способностей животных (сложных форм обучения и мышления) относится к одной из важнейших фундаментальных проблем биологии – поиску эволюционных предпосылок мышления и языка человека. В настоящее время можно считать доказанным, что ближайшие родственники человека – человекообразные обезьяны – обладают сложными формами мышления, а при определенных условиях могут овладевать аналогами языка человека. Вопрос о том, имеются ли зачатки подобных способностей у представителей других ветвей филогенеза, исследован недостаточно. В цикле работ З.А. Зориной и А.А. Смирновой представлены результаты экспериментальных исследований элементарного мышления птиц. На основе использования разнообразных когнитивных тестов (как классических, так и авторских) в их работах впервые показано, что, несмотря на принципиально другое чем у млекопитающих строение мозга, некоторые высокоразвитые представители класса птиц (врановые и попугаи) обладают широким спектром высших когнитивных способностей, таких, как орудийная деятельность или формирование довербальных понятий («больше»/«меньше», «число», «сходство»/«различие»). Особое значение имеют полученные авторами данные о способности птиц к символизации (к установлению тождества между знаками и понятиями), поскольку именно способность использовать знаки для обозначения понятий лежит в основе языка человека. Установлено, что серые вороны успешно усваивают символы для маркировки множеств в пределах 8 элементов и могут совершать с ними операцию, изоморфную сложению. Наряду с этим, у них обнаружена способность использовать символы для обозначения понятий «сходство» и «различие». В рамках единого методического подхода в их работах впервые показано, что столь же высокий уровень когнитивных способностей характерен также и для других птиц с высокоразвитым мозгом - попугаев. Полученные данные подтверждают гипотезу (Крушинский, 1977, 2009; Emery, Clayton, 2006) о конвергентной эволюции мышления птиц и млекопитающих. Они позволяют заключить, что мышление возникло и развивалось на разных «ветвях» филогенетического древа.