ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Впервые русские начинают называть себя русскими словами первого историка преподобного Нестора-летописца в «Повести Временных лет», полное название которой «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть…» Совмещение в одной фигуре трёх ролей – писателя, историка и церковнослужителя – носит метафизический характер и обладает сакральным смыслом: ЛИТЕРАТУРА остаётся в памяти потомков и КАК ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ, ЛЕТОПИСЬ ИСТОРИИ, и как духовная деятельность, служение которой с «самого начала приобретает черты жертвенности и мученичества» (Д.С. Лихачёв). Начиная с Нестора, эта деятельность направлена на формирование национальной идеологии. Становление Русского государства в «Повести временных лет» представлено Нестором Летописцем на фоне всемирной истории и связывается с распространением на Руси православия. Русская идея изначально мыслится как идея ХРИСТИАНСКАЯ («стала есть»). Цель христианства – в преодолении грехов, избавлении от соблазнов ( в нравственном самосовершенствование и самовоспитании) и спасение души человека, его суть – вера в Истину. В полном соответствии с библейским речением, « В начале было Слово,и Слово было у Бога, и Богом было Слово», древнерусская литература развивается как искусство СЛОВА. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона – больше чем рассуждение о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью в приложении к Руси. "Слово о полку Игореве" (1185-1187) - и молитва о единении русских земель, и гимн Родине, и задачи по сохранению её территориального единства перед нашествием врагов. По точному определению академика А.С. Орлова: «Героем “Слова” является “Русская Земля”, добытая и устроенная трудом великим всего Русского народа». В прекрасном и величественном образе Ярославны обобщено представление о женском идеале любви и верности. «Слово о погибели русскыя земли», написанное южанином, переехавшим на север Руси после захвата Батыем Киева в 1240 г.,по сути, формулирует вечные принципы устройства государства и определяет важнейшие задачи, которые должно поставить перед собой Русское государство в новой, трагической, исторической реальности: территорииальное единство, экономическое могущество ("бесщисленные городы великыи", "селы дивныи",) авторитетная и честная власть ("князья грозныи", "бояры честныи","вельможи многыи"), столь же авторитетная церковь ("винограды обителныи", "домы церьковныи"). Параллельно с агиографическим жанром и героическим эпосом идёт прославление русских богатырей, восхваление их ратного и трудового подвига в фольклоре. Литература соцреализма впитала в себя и отразила суть русской идеи. Никакая другая литература в мире не звучала таким гимном Человеку, его силе воли и душевной крепости, несгибаемой воле, умением пройти через любые испытания и остаться Человеком.